Рефераты. Банковское право(ответы на вопросы)

Банковское право(ответы на вопросы)

 

 

 

Вопросы.

1.     Какие общественные отношения регулирует банковское право?

2.     Охарактеризуйте понятие «банковская система»?

3.     Охарактеризуйте правовую природу НБУ?

4.     Какова роль коммерческих банков в экономической системе страны?

5.     На каких принципах базируется организация безналичных расчетов?

6.     Что означает понятие кредит?

7.     Дать определение понятию «рынок ценных бумаг»?

8.     Что означает понятие «валютное законодательство»?

1.     Общественные отношения, регулируемые банковским правом.

Банковское право- это весьма многогранный термин. Он охватывает не только общие принципы организации и деятельности банков, но и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.[1] Необходимо отметить, что зарождение банковского дела началось с деятельности средневековых менял Италии. Понятие «банк» происходит от итальянского слова «Banco» (скамья менялы, денежный стол). То есть можно говорить о том, что общественные отношения, связанные с банковским делом возникли не внезапно, а исторически сформировались из потребностей общества и его членов. В свою очередь развитие и усложнение этих отношений, потребовало создания определенных правил и норм поведения участников этих отношений.

Можно выделить ряд участников (субъектов) общественных отношений, нормы взаимодействия которых, требуют регулирования посредством банковского права. К ним относятся: государство; банки (государственные, коммерческие, центральный (национальный) банк, банки других государств); организации; юридические и физические лица. Определение правил и норм организации и функционирования взаимоотношений в процессе оборота денежных средств в банковской системе, а также регулирование государством денежного оборота и является основной ролью банковского права в целостной системе регулирования общества.

В системе банковского права Украины государство призвано регулировать общие вопросы общественных взаимоотношений, возникающих в процессе реализации субъектами права своих экономических интересов. Это касается создания и функционирования банковской системы, проведения государством своей финансовой деятельности, определения основ денежно – кредитной и валютной политики в тесной взаимосвязи с макроэкономическими показателями государства, обеспечение общих основ функционирования рыночного механизма хозяйствования. В свою очередь банки, являясь одним из инструментов реализации функций государства, призваны непосредственно обеспечивать создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержания национальных производителей.

Являясь «кровеносной системой экономики» банковская система глубоко проникает во все сферы общественной жизни. Банки, в процессе реализации своих функций, обеспечивают осуществление общественных отношений по аккумуляции, хранению, перераспределению денежных средств и опосредованию экономических взаимосвязей субъектов хозяйствования. Банковское право не только регламентирует взаимоотношения банков и государства, банков с другими банками, банков и клиентов, но также и формирует определенные показатели, стандарты позволяющие судить о развитии общества в целом.

Выступая одним из субъектов банковского права организации, юридические и физические лица посредством банковской системы формируют одну из составляющих общественного развития, а именно – общественное богатство. Для функционирования и прогрессивного развития любого общества необходимы ресурсы и механизмы их использования. Регулирование взаимоотношений, возникающих в процессе накопления общественного богатства и использования ресурсов в их денежной форме и является основной сферой регулирования банковского права.

2.     «Банковская система»

Общее понятие о банковской системе можно определить как система взаимоотношений и институтов, функционирующих в сфере оборота денежных средств между различными субъектами хозяйствования. Согласно закона Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III от 07.12.2000 года банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и прочих банков, созданных и действующих на территории Украины. Банки могут быть как универсальными, так и специализированными (сберегательными, инвестиционные, ипотечными, расчетными (клиринговыми).

Банки экономически независимы и могут самостоятельно определять направление своей деятельности и специализацию по видам операций. НБУ осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков посредством экономических нормативов и нормативно – правового обеспечения операций совершаемых банками.

3.     Правовая природа НБУ.

Согласно Закона Украины «О национальном банке Украины» № 679-XIV от 20.05.1999 года НБУ является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задания, функции и полномочия и принципы организации которого определяется Конституцией и Законами Украины. Он является экономически самостоятельным юридическим лицом с обособленным имуществом, которое принадлежит государству и пребывает в его полном хозяйственном управлении. НБУ не отвечает по обязательствам органов государственной власти и других банков, а органы государственной власти и другие банки по обязательствам НБУ. Банк имеет уставный фонд, который полностью принадлежит государству и может формироваться за счет доходов по смете и средств государственного бюджета Украины.

Сущность Национального банка проявляется в его основных функциях:

-                                разработка, определение и проведение денежно кредитной политики Украины;

-                                монопольное осуществление эмиссии национальной валюты и организация её обращения;

-                                исполнение роли кредитора последней инстанции для банков и организации систем рефинансирования;

-                                обеспечение стабильности денежной единицы Украины (согласно Конституции эта функция является основной). В процессе её реализации НБУ способствует стабильности банковской системы в целом и в меру своих полномочий – ценовой стабильности.

Особенности правовых основ функционирования, обуславливают наличие у Национального банка колоссальных прав по регулированию банковских отношений (вплоть до прекращения деятельности и ликвидации банков) и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений.

4.     Роль коммерческих банком в экономической системе страны.

Банковская система страны может состоять из нескольких иерархических уровней. Обычно это главный (центральный, национальный) банк в государстве и банки ему «подчиняющиеся» или банки второго уровня. Главным их отличием является отсутствие у банков второго уровня полномочий осуществлять денежную эмиссию и издавать регулятивные документы в отношении других банков. То есть с точки зрения сущности банковского дела банки нижнего звена формируют свои «предметы труда» (деньги) за счет привлечения средств у их собственников, в то время, как главный банк сам создает (эмитирует) деньги. Банки второго звена принято называть коммерческими банками (ошибочно было бы утверждать, что если капитал банка сформирован за счет средств государства, он не является коммерческим).

В законе Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III от 07.12.2000 года дано определение коммерческому банку – юридическое лицо, которое имеет исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины (главный банк) совершать в совокупности следующие операции: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц и размещать эти средства от своего имени, на собственных условиях и самостоятельно отвечать за сопутствующие этому риски, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Из определения видно, какую основную роль возлагает законодатель на коммерческие банки.

К этому необходимо добавить, что в процессе реализации этих прав банки вносят значительный вклад экономическую жизнь и развитие страны. Не создавая непосредственно материальных ценностей, банки обеспечивают институциональную инфраструктуру функционирования экономического механизма. Именно банки осуществляют перераспределение временно свободных средств экономики в наиболее эффективные отрасли производства. Только с использованием платежных систем, созданных банками возможно современное, скоростное и «прозрачное» проведение различных расчетных операций между хозяйствующими субъектами. Выполняя расчетную функцию, банки обеспечивают функционирование и регулирование наличного денежного обращения, обеспечивая потребности населения и предприятий в наличных.

В развитых странах коммерческие банки играют значительную роль в качестве инвестиционных институтов, агентов трастовых услуг, источников финансирования различных специализированных программ. Конечно, в Украине эти возможности банков слабо развиты, но я вижу в этом объективные причины, обусловленные низким уровнем национального богатства, накопленного нашей экономикой. Можно предположить, что с увеличением средств субъектов хозяйствования, размещенных в банковской системе, то есть реализации функции банка как места накопления богатства, роль коммерческих банков как инвестиционных и финансирующих институтов будет возрастать.

5.     Принципы организации безналичных расчетов.

В процессе хозяйственной деятельности у субъектов экономической деятельности возникает необходимость заключать гражданско-правовые сделки и производить расчеты, из них вытекающие. То есть против полученных работ, услуг и иных ценностей передавать поставщику их стоимостной эквивалент в виде товаров или денег. Расчеты денежными средствами наиболее приемлемы сточки зрения экономической эффективности, так как позволяют наиболее гибко, своевременно и с наименьшими сопутствующими затратами произвести передачу эквивалента стоимости его новому собственнику. В связи с тем, что деньги имеют форму наличных (непосредственно монеты, купюры) а также безналичную форму (деньги на банковских счетах, в виде расчетных документов) можно выделить два вида денежных расчетов: наличный и безналичный.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.