Рефераты. Банковские услуги

Трастовые операции для юридических лиц. Для предприятий, организаций, акционерных обществ, учебных организаций, благотворительных фондов и прочих юридических лиц банки оказывают агентские услуги, а также могут временно управлять делами акционер­ных обществ при их ликвидации, реорганизации, банкротстве и т.д.

Правоотношения, связанные с трастом, возникают в результате учреждения траста на основании договора об учреждении траста, заключаемого учредителем траста и доверительным собственником в      .пользу бенефициара (выгодоприобретателя) траста.

          К праву доверительной собственности применяются правила о праве собственности, если иное не установлено законодательством    или договором об учреждении траста.

          Учредителями траста могут выступать любые физические или юридические лица.

          По мере становления рынка ценных бумаг и расширения процесса приватизации государственной собственности, доверительные операции смогут получить дальнейшее развитие. Прежде всего это ка­сается предоставления банками агентских (посреднических) услуг           частным лицам, а также управление фондовыми ценностями, получен­ными банками от клиентов по специальным договорам.

Товарно-комиссионные операции.  Приобретение и продажа по поручению, а также за свой счет различных ценностей, товаров, имущества, информации и научно-технической продукции, - эти и          другие операции банка, которые согласно действующему законодательству могут быть предметом комиссии, выполняют коммерческие   банки.

         

          Основные формы товарно-коммисионных операций представляют собой:

а) простые сделки по приобретению или реализации на комиссионных началах отдельных партий товаров;

б) крупные комиссионные договоры, по которым банк принимая на се­бя обязанность производить всю реализацию данного предприятия или осуществлять его гарантированное снабжение. Объектом то­варно-комиссионной операции может быть любой вид продукции, не подлежащий фондированному распределению.

Соединение товарно-комиссионной операции с кредитной и факторинговой сделкой является важным преимуществом банка по сравнению с другими комиссионерами и позволяет, как показывает, практика, успешно конкурировать с оптовой торговлей, быстро расширяя свое участие на товарных ранках. В последние годы спрос на комиссионные услуги растет в связи с приобретением научно-технической продукцией и основными фондами товарной формы. Он обусловлен так­же ростом количества самостоятельных субъектов хозяйствования, выступающих на рынке и базирующихся на разных формах собственнос­ти.

Факторинговые операции банка. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинго­вой операции является покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактуры поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинго­вой фирме) права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета-фактуры поставщика как правило на условиях немедленной оп­латы 80 процентов от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20 про­центов выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и ко­миссии за услуги) после получения платежа от дебитора или незави­симо от поступления платежа от дебитора.

Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безналичных долгов, предоставленные по желанию клиента; кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание ус­ловий для производственной деятельности, соответственно, помощь в увеличении оборота в прибыли предпринимателя.

В мировой банковской практике существует два вида факторинга:

- открытый факторинг (конвенционный);

- конфиденциальный факторинг (скрытый).

Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечи­вает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика.

Лизинговые операции банка - долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В зависимости от срока различают следующие виды арен­ды:

- рейтинг (краткосрочная аренда) - сроком от 1 дня до 1 года;

- хайринг (среднесрочная аренда) - сроком от 1 года до 3 лет;

- лизинг (долгосрочная аренда) - сроком от 3 лет до 20 лет и более.

При проведении лизинговой операции существует    ряд рисков: риск наложения ареста на имущество; изъятия в доход бюджета; риск плохого обслуживания оборудования или имущества; риск невыгодной перепродажи имущества на рынке подержанных товаров; денежные рас­ходы и время, потраченные на возврат и передачу имущества. Поэто­му участники сделки, как правило, страхуются от любого подобного рода рисков. При этом используют различные методы преодоления рис­ков невозврата, включая страхование остаточной стоимости, обяза­тельства арендатора по продаже имущества и другие.

Складские операции банка. Передача заложенных ценностей на хранение в банк, как один из возможных режимов залога, разви­тие товарно-комиссионных операций и создание ими соответствующей инфраструктуры. В этот период в числе уставных операций банков предусматривалось хранение товаров за плату на товарных складах и сдачу в наем кладовых, складов и безопасных ящиков.

Одной из форм указанных операций является а настоящее время прием вещевых вкладов на хранение банком. Эти услуги выполняются банками в двух формах: предоставление сейфов для хранения ценнос­тей и хранение ценных бумаг в стальной камере.

Сейфы для хранения ценностей сдаются клиентам в аренду. По такому договору клиент в состоянии контролировать свои ценности в любое время. Банк лишь предоставляет сейф или ячейку и обеспечи­вает выполнение услуг, связанных с хранением, а также обеспечи­вает доступ к сейфу.

Хранение ценностей в стальной камере отличается от услуг по предоставлению сейфов в пользование граждан. В этом случае банк принимает на хранение, как правило, ценные бумаги клиента и выступает в роли агента. Срок хранения устанавливается вкладчиком. Плата за аренду сейфов ячейки взимается по договорным ценам в зависимости от ем­кости ячеек.

Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направле­ниями консультационной деятельности банков могут быть следующие:

- информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разработки, участников обменных операций,    продавцов и         покупателей, контрагантов иных типов сделок, подбор кадров и т. п.;

 - образование банков данных по материалам, ресурсам, оборудованию, по возможным представлениям их в лизинг, аренду и другие формы обмена товароматериальными ценностями;

 - информационно-аналитические и маркетинговые услуги, пред­полагающие анализ хозяйственной деятельности и отдельных ее сторон, осуществления научно-технической и экономической экспертизы      проектов и решений, прогнозирование результатов деятельности при          переходе на новые формы хозяйствования, контрольные обмеры и проверку достоверности отчетных данных, проверку платежных докумен­тов, правильности установления цен, экономический анализ контрак­тов;

  - проведение маркетинговых исследований рынка по заказу           клиента;

        - информационно-справочные услуги: предоставление копий документов (расчетных и других), выявление сумм клиентов, помощь в   розыске сумм, наведение справок в архиве банка и прочие. Предоставление справочных сведений об уставных данных юридических лиц,        включая не конфиденциальные сведения о финансовом состоянии и платежеспособности, а также иной деловой справочной информации, необходимой клиентам банка;

        - консультационно-правовые услуги, в том числе по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы на предприятии. Проведение семинаров, школ и других форм группового консультирования и обучения;

- патентные услуги;

- рекламно-издательские и выставочные услуги, организация         научно-технических семинаров, совещаний, конференций и т. д.;

- услуги по оформлению и регистрации сделок и документов, в том числе по международным расчетам и другим внешнеэкономическим операциям;

- услуги по внедрению бухгалтерского отчета, кассового и фи­нансового хозяйства предприятий и крепных организационных струк­тур (концернов, объединений и других), по ведению расчетно-кассовых операций клиентов в соответствии с заключенными договорами, по выполнению проверок обеспечения по долговым обязательствам, проведению ревизий на основании договоров с вышестоящими органа­ми клиентов;

- услуги по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег        для выплаты заработной платы и других платежей);

- страхование кредитных и депозитных рисков, заложенных в кыргызских и иностранных банках имущества организаций и граждан; выполнение других страховых операций:

- подготовка кадров для других коммерческих банков, созда­ние банковских школ, центров подготовки и переподготовки кадров и т.п.;

- другие услуги и операции, не запрещенные    законода­тельством, на осуществление которых банками отсутствуют ограничения в банковском законодательстве.

Передовые банки активно расширяют спектр выполняемых ими услуг, повышают качество обслуживания клиентов. Банки предлагают своим клиентам:

1)     открытие и ведение срочных счетов;

2)     открытие и ведение текущих счетов;

3)     банковский вексель эмиссионного синдиката;

4)     приобретение сберегательных сертификатов;

5)     приобретение обыкновенных именных акций:

6)  предоставление необходимой информации;

7) индивидуальное обслуживание клиентов.

Перечисленные выше услуги банка - лишь небольшая часть спектра банковских операций и услуг по обслуживанию частных клиентов. Современные банки стремятся всемерно расширять число и повышать качество выполняемых ими операций с тем, чтобы привлечь больше клиентов и повысить свою доходную базу.

Доходность банковских услуг. Стоимость банковских услуг оп­ределяется договором между клиентом и коммерческим банком, но с учетом развития рынка аналогичных услуг в регионе и получение соответствующей прибыли.

В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других.

Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валю­той, страховые, аудиторские и лизинговые услуги. Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.

Особое значение для банка имеет правильное определение стои­мости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.

Можно использовать два варианта определения платы за банков­ские услуги. Например, при расчете комиссионных платежей за рас­четные услуги можно, во-первых, определить размер платы банку как частичное отделение общих издержек банка, связанных с проведением расчетных операций, на количество клиентов с учетом плани­руемой рентабельности. В зависимости от объемов операций, выпол­няемых по счетам конкретного клиента, средний размер платы для него может корректироваться на поправочный коэффициент, для клиентов с более интенсивным платежным оборотом при установлении размера платы за расчетные услуги применяются и более высокие попра­вочные коэффициенты.



                                        Сумма плановых расходов              Плановая          Средний размер платы            на расчетные операции                  рентабельность

с одного клиента          =   -----------------------------------     х (1+         -----------------------)

  Количество клиентов                                100

                                                             Общая плановая прибыль банка Плановая                 = -------------------------------------------------                     рентабельность                                    Общие плановые расходы банка


Во-вторых, иной  вариант  расчёта платы  предполагает  ис­пользование данных о стоимости обработки одного платежного  доку­мента, рассчитанной как частное от деления суммы плановых  расхо­дов на проведение расчетов в целом по филиалу на число  обрабаты­ваемых в данном периоде платежных документов. При  этом  количес­тво документов может определяться по данным соответствующего  пе­риода года или по аналогии с подобными клиентами.






Сумма плановых расходов                 Плановая Стоимость обработки          на расчетные операции                     рентабельность одного документа        =     -------------------------------------- х  (1 +  ----------------------

Число платежных                  100                 документов





Умножив цену обработки одного платежного документа на  сред­нее число документов, приходящихся на клиента за определенный пе­риод (месяц, квартал, год), получим размер платы с данного клиен­та.

С учетом специфики  работы  отделения,  разнообразия  услуг, предлагаемым клиентам, различного удельного веса затрат на осу­ществление тех или иных услуг в сумме всех расходов на их  оказа­ние, может быть заключен единый договор на расчетное  и  кассовое обслуживание вместо отдельных договоров по этим или  иным  опера­циям.

На конечные результаты работы  банка  влияют  также  размеры расходов,  являющихся  переменными  в  долгосрочной  перспективе. Общий размер расходов коммерческого банка зависит от того, в  ка­ких условиях он осуществляет свою деятельность и какие цели  ста­вит по достижению своей результативности. Но в  конечном  счете, результаты работы коммерческих банков определяются размером полу­ченной прибыли.


Важнейшими направлениями развития услуг и увеличения  доход­ности работы коммерческих банков Кыргызстана могут стать  услуги обеспечивающие:

- улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, удов­летворение потребности в наличных денежных средствах и других платежных средствах как по счетам в иностранной валюте, так и в сомах;

-  проведение операций с ценными бумагами банка и его клиентов;

-  реализация инвестиционных и приватизационных программ;

-  внедрение услуг гражданам в виде ведения счетов и хранения ценностей;

-  развитие страховых, аудиторских, лизинговых и других опе­раций и услуг.

Безусловно, доходы от этих услуг менее значительны по срав­нению с доходами от кредиторских или валютных операций, но оказа­ние их клиентам банка повышает его престиж, привлекательность, в том числе и для частных клиентов банка.


 

 

ЗАКЛОЧЕНИЕ.

Коммерческие банки находятся на рубеже, когда очень возмо­жен их подъем. В предыдущие годы  банки боялись заниматься кредитованием и очень ревниво от­носились друг к другу. Сейчас ситуация выравнивается и, мне кажется, что 1999 год будет если не переломным, то, по, меньшей ме­ре, обнадеживающим.

Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть не большим, универсальным, надежным, и самое главное - рентабельным.

Для этого, по-моему, необходимо диверсифицировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности - ведь зачастую секрет успеха кроется как раз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: в культуре общения, заботе о клиенте, предоставлении ему необходимых и своевременных консультаций, рекомендаций.

И еще, непременным условием нормального развития банковской системы страны я считаю честную конкуренцию банкиров, которая, являясь идеальной средой для развития любого предпринимательства, несомненно имеет вместе с тем и отрицательные стороны.

По мнению иностранных экспертов, конкуренция в банковской среде Кыргызстана выражена слабо, однако тенденция ее обострения уже на лицо. Чтобы выжить кыргызским банкам придется вести все более жесткую борьбу за клиентов не только между собой, но и с крупными иностранными банками, которые не сегодня - завтра нач­нут работу на территории Кыргызской Республики.

В трудные для банков времена я считаю, что основной опорой прежде всего является профессионализм работников. А вообще, глав­ное - не растеряться и всегда знать, что из любой ситуации сущес­твует как минимум два выхода. Надо их только найти.

Современные банки испытывают очень много трудностей,  однако обратись один банк к другому со своими проблемами, ему в лучшем случае, просто посочувствуют... Хотя и понимают, что банкротство конкурента может в какой-то мере негативно отразиться и на них.

К сожалению, банковская солидарность, по большому счету, не срабатывает даже в части предоставления друг другу информации о должниках, не говоря уже о том, чтобы собраться вместе и помочь банку, терпящему трудности, советом.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.