2) инвестиционная;
3) эксплуатационная.
В рамках каждой фазы можно выделить ряд этапов. Например, прединвестиционная фаза для инициатора проекта может быть разделена на этапы:
· разработка концепции проекта;
· оценка жизнеспособности проекта;
· планирование проекта;
· разработка технических требований;
· выбор и оформление земельного участка; эскизное проектирование.
Инвестиционная фаза может иметь следующие этапы:
· детальное (рабочее) проектирование;
· организация торгов и заключение контрактов;
· организация закупок и поставок;
· строительно-монтажные работы;
· завершение работ (пуско-наладочные работы, сдача объекта).
Для кредитора проектный цикл по сути дела начинается с момента получения от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор прекращает свое действие.
Наиболее важными для кредиторов являются этапы: отбора и оценки проекта, переговоров и принятия решения о финансировании проекта; контроля за реализацией проекта.
Оговоримся, что это очень укрупненное вычленение этапов. Первые два из названных относятся к прединвестиционной фазе. Третий этап охватывает сразу инвестиционную и эксплуатационную фазы проектного цикла. Весьма важно, чтобы кредитор, имея четкое представление о проектном цикле заемщика, а заемщик - кредитора, чтобы не допускать сбоев в продвижении проекта и действовать максимально скоординировано. Банку необходимо доскональное знание проектного цикла заемщика для того, чтобы:
1) максимально полно учесть все расходы и доходы, связанные с реализацией проекта (в каждой фазе и на каждом этапе);
2) представлять все риски, связанные с реализацией проекта (опять-таки в каждой фазе и на каждом этапе);
3) разработать свой график контроля за реализацией проекта (с указанием временных точек, отделяющих различные фазы и этапы друг от друга).
Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы, например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный цикл по программе кредитования малого предпринимательства включает в себя шесть основных этапов:
1) отбор проектов;
2) оценка проектов;
3) ведение переговоров и утверждение проекта;
4) реализация проекта и контроль за его ходом;
5) оценка результатов реализации проекта.
Итак, остановимся подробнее на первом этапе проектного цикла в банке.
Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов (ИП), обычно имеют дело с устойчивым потоком заявок и проектных предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная "фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков, как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов, представляющих разные области знания.
В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору проектных предложений носит название "скрининга" - "просвечивание" заявок, или экспресс-анализ. Иногда под скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название "предварительного обзора".
Следует отметить, что скрининг и предварительный обзор могут выполнять не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю, установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.
Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов (в виде технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-плана), однако через постановку уточняющих вопросов и задач заявителю банк фактически может оказывать содействие в подготовке обосновывающей документации по проекту.
В других случаях банк может брать на себя подготовку обоснований документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но, отнюдь не гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).
Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП. Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:
· технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и/или бизнес-план;
· финансовая отчетность предприятия-заявителя;
· отчеты финансового аудита;
· учредительные документы предприятия-заявителя;
· вспомогательные исследования: отчеты технических, экологических аудитов; маркетинговые исследования и т.д.);
· контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего проектного продукта и т.д.);
· разрешения, лицензии и согласования государственных органов (на недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);
· другие документы и материалы.
Целями оценки ИП являются:
· проверка исходных посылок и данных, заложенных в технико-экономическое обоснование инвестиций (и/или в бизнес-план);
· проверка на основе собственного анализа и собственных расчетов конечных выводов и количественных показателей, характеризующих жизнеспособность проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);
· формулирование рекомендаций и условий заявителю (например, необходимость получения от государственных органов лицензий и разрешений как условия начала переговоров по кредиту;
· необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда и пр.) как условия подписания или вступления в силу кредитного договора и т.д.;
· формулирование рекомендаций кредитному комитету банка по вопросу о предоставлении кредита для финансирования ИП;
· определение рамочных финансовых условий для ведения переговоров по предоставлению кредита (процентная ставка, сроки использования кредита, льготный период, способ погашения и т.д.).
Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту. Структура оценочного доклада может весьма варьировать в различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:
· резюме доклада;
· оценка финансового и экономического состояния предприятия-заемщика;
· общее описание ИП;
· техническая и экологическая оценки ИП;
· оценка организационного плана работ и управления ИП;
· оценка коммерческой (а иногда также экономической, социальной, бюджетной) эффективности ИП;
· оценка основных рисков по ИП;
· план финансирования ИП;
· рекомендации и выводы.
По представленному кредитному комитету банка оценочному докладу принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров и рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита соответствующие решения может принимать руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами ПФ.
Третий этап проектного цикла - переговоры банка с заемщиком, ведутся, прежде всего, по кредитному соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится соглашение о реализации инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:
1) отчетность заемщика о ходе реализации ИП;
2) способы реализации ИП (закупки товаров, услуг и работ на основе конкурсного отбора поставщиков (консультантов) подрядчиков; закупки на основе уже заключенных контрактов; проведении работ хозяйственным способом);
3) график ведения работ и мероприятий по ИП;
4) график расходования средств на реализацию ИП и категории затрат, финансируемых за счет кредита банка;
5) возможность кредитора вмешиваться в управление ИП в случае отклонения от графиков ведения работ, ухудшения финансового положения заемщика, нарушения графика погашения задолженности по кредиту и т.д.
Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка на весь срок кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.), кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами и не включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным. Однако если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание соглашений с заемщиком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6