Рефераты. Балансы международных расчетов

В том случае, если происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить эту операцию дважды, в системе платежного баланса вводится особая статья, которая называется "трансферты".

Согласно принципам составления платежного баланса, записи по кредиту производятся в случаях, касающиеся:

1)   Движения реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.

2)   Движения финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.

С другой стороны, запись, произведенная по дебету, отражает:

1)   Движение реальных потоков, сопровождающих импорт.

2)   Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и уменьшение обязательств.

Другими словами, для активов (реальных либо финансовых) положительная запись (кредит) означает отток стоимостей, за которым должен последовать компенсирующий приток стоимостей (платежи) в данную страну,  а отрицательная запись (по дебету) — приток стоимостей, за который резиденты должны платить. В систематизированном виде правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту[4])

Операция

Кредит, плюс (+)

Дебет, минус (-)

А. Товары и нефакторные услуги

Экспорт товаров и экспорт услуг (оказание услуг нерезидентам)

Импорт товаров и импорт услуг (оказание услуг нерезидентами)

Б. Услуги труда и капитала (оплата труда и доходы от инвестиций)

оказанные нерезидентам резидентами

оказанные резидентам нерезидентами

В. Трансферты (текущие и капитальные)

получение средств

передача средств

Г. Операции с финансовыми активами или обязательствами

увеличение обязательств по отношению к нерезидентам (например, приобретение нерезидентами наличной национальной валюты) или уменьшение требований к нерезидентам (например, снижение остатков по счетам резидентов в банках-нерезидентах)

увеличение требований к нерезидентам (например, предоставление кредитов нерезидентам) или уменьшение обязательств по отношению к нерезидентам (например, погашение резидентами ценных бумаг, приобретенных нерезидентами)


Основу концепции платежного баланса составляют также несколько принципов, которые приводятся ниже в кратком изложении.

Концепции экономической территории, резидентности и центра экономических интересов. Эти концепции используются как при построении платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими.

Руководство по составлению платежного баланса МВФ в абзаце 21 определяет экономическую территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией правительства страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда совпадает с географической границей государства, так как в пределы экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства, расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты.[5])

Согласно пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет центр экономических интересов на территории данного государства, если в каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом масштабе.[6]) Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической деятельности и операций в течение годичного срока.

Оба предыдущих понятия — экономической территории и центра экономических интересов субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или иного государства.    

В соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов на экономической территории страны.[7])

МВФ подразделяет всех экономических субъектов на две категории: домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..." подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.).

 Принципы оценки экономической сделки и времени записи. Для целей сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).

Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки.[8]) Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран.

Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).

Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе[9]):

1) Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций, фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты денежного, валютного и финансового рынков.

2) Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.

3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.