Задача, изменение
Скорость
Эффективность
Риск ошибки
Роль ИТ
Оперативные точечные меры Цель: устоять против первого удара кризисных факторов
Приостановить ряд инвестиционных проектов
*****
***
*
Сократить часть персонала
****
Приостановить производство
Пересмотреть цены на продукцию
**
Пересмотреть затраты на продвижение
Регулярные меры Цель: обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий
Анализ и снижение затрат
Оптимизация складских запасов
Правильный выбор поставщиков
Оптимизация затрат на ремонты и ТО
Повышение эффективности персонала
Выявление должников, анализ "дебиторки"
Удержание и привлечение клиентов
Оперативный анализ рентабельности заказов
Ежедневный контроль ключевых показателей
Планирование поступлений и расходов
Предотвращение кассовых разрывов
Прогрессивные меры Цель: обеспечить конкурентоспособность и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе
Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости
Повышение конкурентоспособности продукции
Оптимизация продуктовой линейки
Бюджетирование, несколько сценариев развития
Управление портфелем инвестиционных проектов
Эффективное управление филиалами и ДЗО
Слияния, поглощения, стратегические партнерства
Таблица 1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений
Из таблицы видно, как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных точечных мер к регулярным мерам и далее к прогрессивным мерам, особенно, как возрастает роль и потребность использования ИТ. Вероятно, у читателей возник вопрос по некоторым пунктам: "Причем тут роль ИТ?" или "Какое отношение ИТ имеет к слияниям и поглощениям?". Я постараюсь ответить на эти вопросы в данной статье.
Если на первом этапе оперативных точечных мер роль ИТ может быть неочевидна для руководства, то по мере перехода к регулярным и прогрессивным изменениям, роль ИТ существенно возрастает и видна любому современному руководителю. Кризис – период, когда ИТ можно использовать не только как средство минимизации затрат и сохранения стабильности бизнеса, но и как очень эффективное средство в конкурентной борьбе.
Рассмотрим практические инструменты для решения актуальных задач в последовательности из 7 укрупненных блоков в привязке к типовой структуре управления предприятием (Рис. 3):
Рис. 3. Последовательность рассмотрения антикризисных задач и инструментов для их решения
Последовательность рассмотрения задач руководителей различных направлений:
1. Задачи, характерные для коммерческого директора, директора по продажам, руководителя отдела сбыта, руководителя отдела маркетинга. 2. Комплекс производственных задач, которые решают директор по производству, руководители технических служб, руководители планово-экономического отдела, отдела организации труда и заработной платы. 3. Задачи, связанные со снабжением и обеспечением производства, решаемые начальником отдела материально технического снабжения или руководителем отдела закупок. 4. Комплекс задач, связанных с персоналом и решаемых директором по персоналу, руководителем отдела кадров, руководителем отдела организации труда и заработной платы. 5. Комплекс задач управления материальными ресурсами на предприятии (склады, логистика) решение которых часто бывает в ведении директора по логистике или иногда исполнительного директора, т.к. задача затрагивает многие структурные подразделения предприятия. 6. Комплекс финансовых задач, решением которых занимаются финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела, руководитель финансового отдела, руководитель группы по подготовке отчетности в формате МСФО, руководитель отдела консолидации, руководитель контрольно-ревизионной службы и другие руководители, связанные с решением широкого круга актуальных в условиях кризиса финансовых задач. 7. Несколько стратегических задач, решением которых занимаются учредители, совет директоров, генеральный директор, директор по развитию бизнеса, директор по управлению проектами и другие топ менеджеры предприятия или холдинга.
4.1 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами
В условиях финансово-экономического кризиса, когда потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам. Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для промышленных предприятий в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами, связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4