Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать
наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в
соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить
ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения
рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения
сильных и слабых сторон вашего предприятия:
§
Составление
перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
§
Определение
возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
§
Выбор из
всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы
SWOT-анализа
пример
За основу можно взять следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка,
темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего
предприятия и т.п.)
Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие
на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него,
распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей
распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции,
изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в
стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности,
уровень коррумпированности власти и т.п.)
Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки,
степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное
производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
Социально-демографические факторы (следует учесть численность и
половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие,
уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей
общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы
поведения людей и т.п.)
Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая
зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение
общественности к защите окружающей среды и т.п.)
И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень
стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)