Как видим, по
уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности
приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В
европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах
2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше.
По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание
население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно, что
концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей,
весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем
свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для
товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в
странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного
союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на
сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше,
чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой
пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского
мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным.
Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они
на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в
приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей.
Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные
производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных
производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран
почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи
огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная
промышленность Беларуси.