Рефераты. Анализ структурных изменений в экономике Беларуси при многовекторной интеграции

Обращаем внимание на то, что отклонение обмен­ного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского руб­ля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособ­ностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Да­лее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что са­мый интересный для государства экспорт, не связан­ный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть.

С помощью указанных факторов измеряется инсти­туциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной от­крытости страны. Институциональными критериями открытости являются:

§        сопоставимость внутренних и мировых цен;

§        свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;

§        степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;

§        конвертируемость национальной валюты;

§        наличие финансового рынка и его инфраструкту­ры, отвечающих требованиям европейских и ми­ровых стандартов.

Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой эко­номика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

§        высокая курсовая премия черного рынка;

§        социалистическая экономическая система;

§        государственная монополия на экспорт;

§        высокие таможенные тарифные барьеры.

 

Поэтому при анализе открытости экономики иссле­дователи используют оценку степени валютных, та­моженных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным произ­водством. Такие страны обычно не склонны к про­текционизму.

Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель дохо­дов бюджета от внешнеэкономической деятельнос­ти (табл. 3), то картина получается следующей.

 

Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003 (прогноз.)

6,9

9,2

5,7

6,7

8,2

6,3

5,5

4,5

5,2

5,3

5,7

 

Как видим, по уровню наполнения бюджета удель­ный вес доходов от внешнеэкономической деятель­ности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следова­тельно, уровень протекционизма в РБ выше. По рас­четам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси трати­ло бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.

Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для    стран – членов ВТО.

В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз рос­сийского мыла и маргарина только потому, что по­требители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупа­ют их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосо­стояние потребителей. Одновременно производите­ли консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских спосо­бов защиты неэффективных производств производи­тельность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяе­мых технологий. Так, будучи огражденной от мирово­го рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.