Рефераты. Анализ доходов бюджета Российской Федерации

В интервью газете американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнел» директор-распорядитель МВФ заявил, что Россия отвечает финансовым критериям для получателей кредита. Однако, заметил Камдессю, Россия добивается этих результатов путем сокращения расходов, а не улучшением в области сбора налогов. В результате, добавил он, правительство не может выполнить обещания по выплате зарплат и пенсий, что чревато риском социальных возмущений в стране.

В этой связи особый интерес представляет недавно «рассекреченная» записка А. Лившица на имя В.С. Черномырдина[7].

В документе говорится, что в связи с недопоступпением средств в доход федерального бюджета за прошедший период октября текущего года сложилась критическая ситуация с финансированием расходов, предусмотренных бюджетом и предварительным распределением на текущий месяц.

За период с 1 по 15 октября текущего года на счет доходов федерального бюджета поступило ресурсов в объеме немногим более 8,9 трлн. рублей, за счет которых профинансировано расходов в размере 36,3% от лимита, утвержденного на октябрь месяц.

Таким образом, 66,3% всех ресурсов поступило по операциям, не относящимся к сфере ответственности Государственной налоговой службы и Государственного таможенного комитета.

Поступление средств в виде налогов и платежей, контролируемых органами Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета, на счет доходов федерального бюджета составило лишь около 3,0 трлн. рублей, что составляет 16,5% от задания, установленного этим органам распоряжением Правительства.

В случае сохранения указанной тенденции бюджет в октябре т.г. недополучит средств от налогов и платежей, контролируемых Государственной налоговой службой, в сумме 7,3 трлн. рублей или 52% от утвержденного задания и от ресурсов, поступление которых контролируется Государственным таможенным комитетом ¾ около 0,5 трлн. рублей, соответственно ¾ 20%.

Характерно, что снижение налоговых поступлений в бюджет происходит на фоне увеличения физического количества налогоплательщиков при одновременном росте (в настоящее время более 1/3) той их части, которые после прохождения регистрации в налоговых органах не платят налогов, не ведут бухгалтерскую отчетность, не проводят операций по счетам, используют только наличные расчеты.

Задолженность по этой группе оценивается в 16,8 трлн. рублей.

Удельный вес «добросовестных» налогоплательщиков, вносящих налоги в полной сумме и в срок, составляет лишь 16,6 процента. Половина от общего числа налогоплательщиков постоянно имеет задолженность по налогам и платежам в федеральный бюджет. Однако главной причиной срыва поступления налогов в доход федерального бюджета в первой. половине октября текущего года явилось то, что коммерческие банки приняли к исполнению измененную статьей 855 Гражданского кодекса очередность платежей, при которой внесение налогов и платежей в бюджет отнесено к четвертой очереди.

Сохранение кризисной ситуации с поступлением налогов в федеральную казну может привести к тому, что в октябре не будут обеспечены финансированием расходы в сумме до 7,8 трлн. рублей, что адекватно невыплате 85% месячной заработной платы, денежного довольствия, стипендий и других выплат всем лицам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Лившиц также рапортует, что «в части внешнего финансирования дефицита получить средства сверх сумм очередного транша МВФ и связанных кредитов эарубежных государств не представляется возможным».

В свою очередь решение данных проблем частично за счет спорных инфляционных источников покрытия бюджетного дефицита означало бы выход из согласованной с МВФ денежной программы, о чем А. Лившиц и предлагает проинформировать последних.

В заключение отмечу, что если данные проблемы не будут решены к концу этого года, то бюджету-97 грозит участь стать источником финансирования статей, недофинансированных бюджетом-96 (заработную плату нельзя сократить и в любом случае платить прийдется), а следовательно, тогда ни о какой бюджетно-налоговой реформе никаких разговоров не будет ¾ главным станет стянуть концы с концами.



Заключение


Рассмотрев структурное построение доходной части бюджета, мы видим что за несколько лет реформ здесь так и непроизошло коренных положительных изменений, проблема же межбюджетного федерализма тоже еще ждет разрешения.

Улучшение ситуации с поступлением налогов в бюджет после президентских выборов, к сожалению, также оказалось эфемерным. Уже в августе снова пошел спад собираемости налогов, а, по последним данным Госналогслужбы, общая сумма налоговых поступлении в сентябре сократилась по сравнению с августом еще на 24,1%, в том числе в федеральный бюджет¾ почти на 45%.

Речь здесь идет о десятках триллионов рублей, и недобор этих сумм прямо отражается на жизни многих россиян: по данным Минэкономики, задолженность по выплате пенсии в стране достигла 15 трлн. рублей, 40 трлн. рублей составляют долги предприятии по зарплате, в том числе 7 трлн. ¾ в бюджетных организациях.

Руководство страны с полным основанием сочло такую ситуацию чрезвычайной и, соответственно, требующей чрезвычайных мер. Обеспечить поступление всех предусмотренных действующим законодательством налогов должна Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при Президенте РФ, созданная в соответствии с президентским указом № 1428. В ее состав входят руководители финансовых и силовых ведомств. Идея, заложенная в ВЧК-2, весьма проста: к недоимщикам разные ведомства могут применять разные меры. Поэтому чтобы к злостным недоимщикам нужно применить системно все необходимые меры, для этого представителей всех ведомств следует собрать в единый комитет, которому и поручить данную проблему.

Однако, в том, что комиссии удастся достичь своей главной цели ¾ прижать крупнейшие предприятия-неплательщики, уже появились сомнения. Об этом практически и заявили на брифинге, состоявшемся 17 октября, главы двух министерств, подведомственные которым предприятия должны бюджету больше всех: Минтопа (задолженность 29,4 трлн. руб.) и Минпрома России (10,1 трлн. руб.)

Несмотря на это, оперативная комиссия правительства по неплатежам, 14 октября сделала сенсационный шаг: дала шести крупным и суперзлостным неплательщикам неделю на погашение всех недоимок перед бюджетом, в случае же неуплаты в арбитраж будет подан иск о банкротстве. В ближайшее время будет оглашен список еще 10 предприятий-должников.

При этом, в первый список попали:

·      АО «Татнефть» ¾ задолженность 407 млрд. рублей;

·      АО «Пурнефтегаз» ¾ задолженность 355 млрд. рублей;

·      АО «Москвич» ¾ задолженность 271 млрд. рублей;

·      АО «Краснодарнефтеоргсинтез» ¾ задолженность 93 млрд рублей;

·      АО «Ачинский глиноземный комбинат» ¾ задолженность 88 млрд. рублей;

·      АО «КамАЗ» ¾ задолженность 86 млрд. рублей.

Однако, существует определенная вероятность, что дальше объявления списка должников дело вряд ли сдвинется: например, «Татнефть» и «КамАЗ» скорее всего будут вычеркнуты из первой шестерки, так как велико заступничество за них со стороны правительства Татарстана, что, по нынешней политической ситуации, несомненно, не может не учитываться.

И хотя Мостовой убежденно доказывал, что путь, первым шагом по которому явилось оглашение «шестерки», единственно верен как с экономической, так и с нравственной точек зрения и именно в нажиме на крупнейших недоимщиков ¾ ключ к проблеме бюджетных неплатежей, но, с другой стороны, неверно было бы полагать, что и у других крупнейших предприятий не найдется своих заступников. А следовательно, процесс явно затянется. Тогда существует лишь один ответ: ВЧК был создан исключительно для МВФ, дабы показать, что правительство предпринимает все возможное по оздоровлению ситуации в бюджетно-налоговой сфере. Действительно, ведь банкротство 10-20 крупнейших предприятий будет по существу означать банкротство половины страны, социальные же проблемы станут неразрешимы. Получается, что гораздо дешевле поддерживать данные предприятия «на плаву» нежели банкротить их.

Но наиболее вероятно все-таки следующее развитие ситуации: правительство не позволит кому-либо из «шестерки» уйти, иначе бессилие первого станет очевидным. Некоторые из шестерки заплатят (как это обещал сделать КамАЗ), к другим же будет применена процедура банкротства.

Естественно, предприятия не закроют, но директора фирм будут  вынуждены уйти со своих постов и будет введена сонация, т.е. внешнее управление, а уж временные управляющие в бюджет платить станут.

Если же это будет осуществлено, то успех работы ВЧК и в дальнейшем будет более или менее гарантирован. Может быть это и есть выход из казалось бы тупиковой ситуации с задолженностью по налоговым платежам в бюджет. С другой стороны ожидаемое принятие налогового кодекса должно также в определенной степени упорядочить общую ситуацию с налоговыми поступлениями в бюджет, следовательно, стоит все-таки ожидать положительных сдвигов в сфере доходов бюджета Российской Федерации.


Список использованной литературы


1.    Материалы по исполнению федерального и консолидированного бюджетов за 1994 год. Главное управление федерального казначейства Отдел учета исполнения бюджетной системы и внебюджетных фондов.

2.    О поступлении государственных налогов и других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные фонды и о недоимке по платежам в бюджет за январь 1995 года. Государственная налоговая служба России. 10 февраля 1995 года.

3.    О предварительных итогах исполнения федерального бюджета в январе-июне 1995 года и задачах на второе полугодие. Министерство финансов Российской Федерации.

4.    Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». Принят Государственной Думой 7 июня 1996 года. Одобрен Советом Федерации 26 июня 1996 года.

5.    Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. (с изм. и доп. от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.)

6.    Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1996 год» от  31 декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.)

¨  ¨  ¨

1.      Бюджетный процесс пошел. По проекту на 1997 год // Экономика и жизнь. 1996. № 38 (сентябрь).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.