Рефераты. Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан

Товароденьги


Племена, населявшие территорию Туркменистана в древности, жили в различных климатических условиях, поэтому у каждого племени преобладали самобытные продукты производства и разделение труда: у одних - скот, у других - зерно; бронза; глина; керамика и т.д. Со временем выделялся отдельный вид товара как посредника в торговых операциях, в котором выражалась стоимость других товаров.


У туркменских племен на раннем этапе исторического развития (около 3 тысячелетия до нашей эры) в качестве общего эквивалента товаров использовались раковины "кауры", керамические пряслица, используемые в ткацком деле. Впоследствии, в качестве денег использовались и другие предметы. В 1990 году группа археологов в местечке Керки Лебапского велаята обнаружила статуэтки из костей животных (собаки, коровы, овцы), которые предположительно в VI-VII веках до нашей эры использовались в качестве денег. Однако самым распространенным видом товароденег были скот и слитки металлов, а с появлением собственности человечество познало постыдный вид товароденег - рабов.


Раб был вещью очень полезной, умеющей пасти скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы превратились в деньги. Но все же победил металл.


Первые монеты


Впервые клеймение металла с целью достоверности чистоты металла и веса начали производить в греческих городах-полисах на побережье Эгейского моря. Так появились монеты примерно в VII в. до н.э. Их чеканили в греческом государстве - Лидии, в Малой Азии, из сплава золота и серебра - электро.


Появление монет - важнейший этап в истории, свидетельствующий о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Вместе с тем отсутствие монет не говорит о догосударственном уровне развития общества.


Центральная Азия, в частности территория Туркменистана, в VI-I веках до н.э. входила в состав государства Ахеменидов, где в VI в. до н.э. началась чеканка сначала золотых, а затем серебрянных монет, хотя и нет достоверных сведений об обращении на территории Туркменистана в массовом количестве металлических монет. Отдельные случаи находки ахеменидских монет на территории Туркменистана и Ирана не позволяют делать вывод о развитых товарно-денежных отношениях с использованием металлических монет.


Из древнегреческих источников известно, что кочевые племена, жившие вдоль побережья Каспийского моря, входили в состав одной из сатрапий и платили ежегодно подати в сумме 200 вавилонских талантов (1 талант - 31 кг серебра); Хорезм, Согд и Парфиена платили 300 талантов - по тому времени это были огромные деньги. Уплата суммы податей в талантах, а не в каких-либо денежных единицах, свидетельствует об отсутствии в административных делениях денег в виде монет.


Начало денежного обращения


Ахеменидская держава в конце третьей четверти VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более трех лет был занят покорением Центральной Азии.

Включение южных районов Центральной Азии в состав государства Александра Македонского, обладающего огромными богатствами, захваченными на покоренных землях древнего мира, дали возможность широко организовать чеканку монет. (Монеты чеканились в каждом крупном городе по аттической системе, основу монеты составляла серебряная драхма 4,1 грамма). По внешнему виду, совершенству изображения, техническому исполнению они отнесены к шедеврам искусства малой пластики - медальерного искусства.

Эпоха походов Александра Македонского положило начало уникальному феномену мировой культуры - эллинизму, при которой произошло своеобразное переплетение греческой и восточной культур. Влияние Востока отразилось и на греческой философии, литературе, религии, искусстве. И еще много столетий все эти процессы, так или иначе, отражались в торевтике (монетном искусстве), типах, стиле и технике чеканки монет.


Монеты государства Селеквидов (354 - 280 гг. до н.э.)


После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. в результате ожесточенной борьбы за власть его полководцев были созданы несколько эллинистических монархий.


Южные районы Центральной Азии, в т.ч. и территория Туркменистана, стали частью империи Селевкидов, основанной в 312 г. до н.э. одним из ближайших сподвижников Александра Македонского - Селевком. С именем этого правителя связано проявление серии, главным образом, серебряных монет, чеканившихся по типу известных греческих образцов.

Вначале это были серебряные тетрадрахмы с изображением Александра Македонского, а затем с портретами царей из династии Селевкидов. Монетчики, замечательные художники своего времени, вырезали на монетных штемпелях портреты царей не только с беспощадным реализмом, подчеркивая изъяны внешности, но и создавая их весьма нелестные психологические характеристики.


Монеты Греко-Бактрии


Во время междоусобной войны за власть между братьями Селевком II и Антиохом Гиераксом в Селевкидском государстве в середине III века до н.э. от них отделились парфяне , во главе которых стоял наместник Селевкидов - грек Андрогор; в это же время произошло отделение от Селевкидов и Бактрии (256 г. до н.э.), где наместником был Диодот I. Образовалось два государства, претендовавших на гегемонию в Центральной Азии. В Бактрии причудливо сочетались Восток и Запад, местные азиатские культурные традициии и греческая государственность - эллинистический полис. Об истории этих государств, их экономике, политике, войнах мы узнаем из разнообразных источников.

Но портреты самих царей можно найти только на монетах, которые нагладно дополняют исторические факты в художественном образе. Монеты Греко-Бактрийского государства просуществовали более ста лет - на лицевой стороне помещалось изображение монарха, на оборотной - покровительствующее ему греческое божество: Зевс, Геракл, Посейдон, Аполлон, Диоскуры - покровители Олимпиад.


С середины II в. до н.э. большое государство Греко-БактрииЮ занимавшее обширные области в Центральной Азии, Афганистане и Индии, распадается.


Монеты Парфии


Как отмечалось выше, одновременно с Бактрией от Селевкидского государства отделилась Парфия, возглавляемая греком Андрогором. В 250 г. до н.э. кочевники-дахи подняли восстание, Аршак стал правителем огромной территории занимавшей часть Ирана, часть Центральной Азии, в частности территорию современного Туркменистана. Центром восстания стала крепость Нисса, впоследствии духовная столица, династический заповедник Парфянского государства.


С первых же лет существования провозглашенная независимость Парфянского государства облеклась в определенную идеологическуй форму, суть которой заключалась в представлениях об исторической предопределенности царства Аршакидов - наследника и правопреемника государства Ахеменидов, которому было предназначено владеть всей Азией. Существовал культ царя. Царская династия обожествлялась.


Искусство малой пластики - монетное дело Парфянского государства - несло на себе практически за все время существования страны четкий отпечаток этого официального искусства, которое сочетало в себе реализм и сильную условность: тщательно передавалась реальная одежда, украшения, оружие, атрибуты социального ранга, а некоторые особенности композиции носят традиционно-символический характер. Например, на парфянских монетах царь почти всегда изображался с повернутой влево головой. Это правило объяснялось существовавшей в то время на эллинистическом Востоке традицией: поворот головы влево - это знак независимого правления, вправо - вассального.


В Парфянском обществе существовала строго поддерживаемая иерархия сословий. Место человека в обществе определялось в первую очередь его принадлежностью к тому или иному сословию. Существовали различия в одежде, украшениях, оружии. Именно это обстоятельство было одной из причин существования "этнографического реализма". Атрибуты социального статуса портретируемого становятся более важными, чем сам человек. Парфянские монеты во всей полноте передают это, причем с поразительным постоянством на протяжении пяти столетий.


К середине II века до н.э. ираноязычные племена переселяются а юг Центральной Азии и завоевывают территорию этой страны. В начале I века до н.э. одно из племен во главе с вождем Куджилой Кадфизом объединяет вокруг себя остальные племена и создает Кушанское государство.


Среди монет, распространенных на территории Бактрии и Согдианы (Северный Афганистан, Южный Туркменистан, Южный Узбекистан, Таджикистан), имеется группа монет, на лицевой стороне которых изображен бюст мужчины с царской повязкой в волосах с надписью на обороте на греческом языке: "правящий тиран Герай Кушан".


Весьма разнообразны кушанские монеты по языку и надписям. В основу кушанской письменности положен греческий алфавит, но встречаются легенды на древнеиндийском, арамейском, бактрийском языках.


В начале IV века н.э. гигантское государство - кушанское царство и Парфия приходят в упадок. Их прежние владения становятся добычей нового мощного государства - империи Сасанидов.


Постепенно возникает новый монетный тип, так называемые сасанидо-кушанские монеты. Эти монеты встречаются на территории Туркменистана, что свидетельствует о вовлечении его в процесс бурных событий древней истории первой четверти первого тысячелетия н.э.


Монеты Эфталитов


В середине V века государства, сложившиеся после распада империи Кушан на территории современного Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана , в течение нескольких лет были покорены воинственными кочевниками, пришедшими, по-видимому, из предгорных районов Ферганы. Современникам они были известны под именем эфталитов. Причины их неожиданного появления на исторической арене остаются загадкой. В короткий срок эфталитам удалось создать мощное государство, центром которого стал Тохаристан (юг современного Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и северный Афганистан). Образование государства эфталитов разрушило планы правителей сасанидского Ирана, стремившихся присоединить к своим владениям территорию современного Афганистана.


Господство эфталитов в Центральной Азии оказалось непродолжительным. Как и большинство империй, созданных путем завоевания, их государственное объединение, включавшее различные по языку и уровню развития племена и народы, былло непрочным. В середине VI века Сасаниды оправились от понесенных поражений и в союзе с другим государством - тюркским кагантом разгромили эфталитов в Центральной Азии.


Эфталитами были завоёваны богатейшие районы Центральной Азии - страны с богатой культурой и развитой экономикой, население которых уже было знакомо с развитыми формами денежного обращения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.