Рефераты. Аккредитивные формы расчетов

6. БАНКОВСКИЙ АКЦЕПТ


Крупный многонациональный банк в любой момент обычно владеет дисконтированными срочными траттами стоимостью в миллионы долларов. Часто банки стремятся ликвидировать не­которые из этих дисконтированных срочных тратт до истечения срока их погашения. Они могут сделать это, продав их другим банкам, крупным корпорациям или, в некоторых случаях, цент­ральным банкам. Чтобы продать срочные тратты, банки всегда дают гарантию того, что они будут погашены с наступлением срока, и делают это независимо от действий импортера. Банк осуществляет гарантию, делая на дисконтированной срочной тратте передаточную подпись (индоссамент) и ставя на ней свой фирменный знак. Поскольку теперь банк принимает рег­ресс в случае несостоятельности лица, против которого выстав­лена данная тратта, то эта индоссированная срочная тратта на­зывается банковским акцептом.

Когда банк продает или дисконтирует срочную тратту как бан­ковский акцепт, он получает за нее больше денег, чем он платит за нее экспортеру, то есть его скидка меньше. И поскольку риск для нового владельца (в рассматриваемом случае для другого банка) сокращается, как и время до срока погашения тратты, так как прежний владелец обычно какое-то время уже продер­жал ее до совершения последней сделки. Поэтому банк может дисконтировать банковский акцепт по более высокой цене. При­обретя банковский акцепт, другой банк может, в свою очередь, спустя какое-то время продать его следующему владельцу. Обыч­но и второй банк ставит на нем свой фирменный знак, индосса­мент, то есть гарантирует его погашение в должное время. Этот процесс может проходить через 3 и даже через 4 банка, каждый из которых гарантирует выплату по исходной тратте. Следова­тельно, банковские акцепты — это одни из самых безрисковых инструментов рынка краткосрочных капиталов, которые может приобрести инвестор.












7. ОБЩИЙ ОБЗОР РАБОТЫ АККРЕДИТИВНОЙ СИСТЕМЫ


На рис.1 представлена схема работы аккредитивной систе­мы. Ее главными участниками являются импортер и экспортер, многонациональный банк, грузоотправитель и рынок междуна­родных краткосрочных капиталов, который и предоставляют дру­гие банки, крупные корпорации, правительства и центральные банки. Аккредитивная система позволяет импортеру и экспорте­ру вести свои операции так, словно их партнерами являются компании, работающие с ними в одной стране. В приведенном примере банк действует подобно японской компании, занимаю­щейся экспортом, и подобно американской компании, занимаю­щейся импортом. И ни импортер, ни экспортер не должны бес­покоиться о международных кредитных рисках, так как действие их партнеров по сделке гарантируется банком.

 














Банк также позволяет импортеру и экспортеру обходить мно­гие трудности в работе с иностранной валютой и на рынке дол­госрочных капиталов. Импортер может платить в долларах и вы­числять свои доходы от отсроченного платежа, исходя из аме­риканской нормы прибыли. Способность банка дисконтировать тратту на рынке международных краткосрочных капиталов по­зволяет неограниченно поставлять денежные средства для фи­нансирования международной торговли.






8. ВАРИАНТЫ ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ


На практике аккредитивная система имеет много разновид­ностей и сталкивается с некоторыми затруднениями. Остановим­ся на некоторых наиболее общих вариантах аккредитивов.

В большинстве случаев в сделку вовлекается более одного банка. Банк страны импортера, который получает и подтвержда­ет заявку на аккредитив, известен как банк-эмитент. Если банк-эмитент не имеет отделений в стране экспортера, он извещает либо банк-корреспондент в той стране, либо банк экспорте­ра, известный как банк-акцептор. Банк-акцептор действует в ин­тересах банка-эмитента, но не дает никаких гарантий платежа, пока последний не подтвердит установленным образом свой аккредитив, внеся соответствующую плату.

Аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными. Безотзывной аккредитив гарантирует, что экспортер осуществит платеж в исполнении своих обязательств даже в том случае, если импортер захочет отказаться от данной сделки. Поэтому экспор­тер, который выполняет специальный заказ, для которого, ско­рее всего, не будет другого покупателя, предпочтет именно та­кой вид аккредитива. Отзывной аккредитив позволяет импор­теру аннулировать заказ до поставки перевозочных документов в банк-эмитент (или в банк-акцептор, если аккредитив это под­тверждает). После того как соответствующие документы будут представлены, банк должен акцептировать соглашение для вы­дачи тратты и гарантирования платежа.

Безотзывной подтвержденный аккредитив определя­ет цену и величину заказа. Если компания предпочитает разре­шать выполнение повторяющихся заказов по ценам и объемам, меняющимся со временем, то более подходящим средством является аккредитив в виде учета банком тратт, выстав­ленных экспортером на покупателя. Этот вид аккредитива позволяет выполнять повторяющиеся заказы по ценам, коли­чествам и значениям обменных курсов, которые устанавлива­ются во время совершения заказа. Очень крупные и кредито­способные импортеры могут позволить, чтобы их аккредитив передавался другому лицу, то есть самый широкий круг экс­портеров может выполнять их заказы и выставлять за эти зака­зы переводные векселя.







9. АЛЬТЕРНАТИВЫ АККРЕДИТИВАМ


В некоторых ситуациях банк может не хотеть или не иметь возможности выдать аккредитив. Это особенно относится к им­портерам, которые располагаются в странах с плохо развитой экономикой или в странах с нерыночной экономикой, а также при реализации тех проектов, которые связаны с экспортом ка­питала на долгосрочной основе, таких его форм, как фабрики, предприятия коммунального хозяйства и транспортные сети. И в этом случае для облегчения торговли и контролирования кре­дитного риска имеется ряд альтернатив.




























10. ФОРФЕЙТИНГ


Форфейтинг в некоторых отношениях напоминает аккреди­тивное соглашение для средне- и долгосрочного финансирова­ния экспортно-импортных операций. Применение этого способа было вызвано необходимостью стран Восточной Европы финан­сировать экспорт капитального оборудования, а иногда и целых производственных комплексов. А поскольку валюты этих стран часто были неконвертируемыми по рыночным ценам, а админи­стративная секретность препятствовала свободному потоку ин­формации, то для того, чтобы способствовать торговле и обес­печить финансирование этих проектов, несколько банков Гер­мании, Швейцарии и Австрии создали специальные подразде­ления, которые называются форфейторами.

Форфейторы финансируют программы иностранных капи­таловложений без права регресса к экспортеру; это означает, что экспортеру нет необходимости беспокоиться о кредитоспособ­ности импортера. Термин «форфейтинг» происходит от франрузского термина, означающего «отдать право», в этом случае право регресса против экспортера.

Первым шагом к форфейтингу является достижение согласия между экспортером и импортером о цене и общей схеме выполне­ния и оплаты за программу капиталовложений. После этого экс­портер связывается с форфейтором и они совместно обсуждают условия контракта с тем, чтобы дисконтировать платежи импорте­ра в валюте экспортера. Если экспортер, импортер и форфейтор приходят к соглашению об условиях, готовятся официальные кон­тракты и долговые обязательства. Затем импортер получает эти обязательства, индоссированные (гарантированные) государствен­ным банком и соответствующими правительственными агентства­ми. Затем долговые обязательства передаются экспортеру, кото­рый дисконтирует их с форфейтором. После этого родительский банк форфейтора может индоссировать эти обязательства подоб­но тому, как это делается при банковском акцептировании, и про­дать их на рынке международных краткосрочных обязательств.

За исключением долгосрочной природы рассматриваемой сделки и предоставляемого финансирования, форфейтинг вы­полняет те же функции, что и аккредитивная система. Экспор­тер в этом случае свободен от кредитного риска, импортер полу­чает товары в кредит, оба при этом не подвергаются риску об­менных курсов, и рынок международных краткосрочных капита­лов предоставляет неограниченные кредиты.




11. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И СТРАХОВАНИЕ


Во многих случаях правительство приходит к выводу, что в интересах общества нужно субсидировать какой-то экспорт. Эти интересы общества могут простираться от создания или сохра­нения рабочих мест и защиты промышленности, работающей на экспорт, до оказания помощи в экономическом развитии ме­нее развитым и социалистическим странам. Правительство США разработало множество разнообразных институтов для стиму­лирования экспорта в тех случаях, когда частичного интереса недостаточно для осуществления внешней торговли.

Экспортно-импортный банк преследует три цели, служа­щие интересам США. Во-первых, он является гарантом при пре­доставлении займов определенным импортерам, которые покупают американскую экспортную продукцию. Во-вторых, в неко­торых случаях он сам предоставляет такие кредиты. И в-треть­их, он выдает финансовые субсидии для оказания помощи тем экспортерам, кому приходится конкурировать в отраслях, где его соперники пользуются субсидиями.

Фондовая корпорация частного экспорта (ФКЧЭ) сотруд­ничает с экспортно-импортным банком в обеспечении финанси рования средне- и долгосрочных экспортных операций. ФКЧЭ продает долгосрочные облигации, обеспеченные гарантиями эк­спортно-импортного банка и использует выручку от этих продаж для долгосрочного финансирования экспорта товаров производ­ственного назначения.

Ассоциация по страхованию иностранных кредитов (АСИК) обеспечивает экспортерам субсидированные кредиты и страхование политических рисков. Банки могут получить здесь страховой полис, который помогает им санкционировать аккре­дитивы для иностранных банков и импортеров, которые зани­маются более рискованными сделками. Она также проводит стра­хование банковских лизингов при экспорте товаров производ­ственного назначения.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Импортеры и экспортеры подвержены кредитному риску в го­раздо большей степени, чем бизнесмены, работающие только на внутреннем рынке. Это связано с временными задержками, дорогостоящей информацией и большими расстояниями. Для понижения этого риска была разработана достаточно эффектив­ная аккредитивная система, от которой получают свою выгоду, экономя на масштабах операций, и крупные многонациональ­ные банки, предоставляющие кредит, возможность его финан­сирования и проведения сопутствующих валютных обменов. В ситуациях, когда аккредитивы недоступны, бизнесмены могут прибегнуть к другим методам. Для экспортирования крупных про­ектов по капиталовложению в страны со слаборазвитой рыноч­ной системой или когда отсутствуют рынки кредитов и валютных обменов, полезно воспользоваться форфейтингом. В других си­туациях подходящим способом может стать приобретение кре­дитного страхового полиса или получение прямых правитель­ственных гарантий.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.