Систематический ведомственный контроль за органами, структурными подразделениями и работниками осуществляется выше стоящими органами всех ступеней и вышестоящими органами в ходе повседневной деятельности. Возможны, в целях проверки жалобы или другого сигнала, разовые целевые командировки сотрудника в нижестоящие налоговые органы.
Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с утверждаемыми руководителями вышестоящих налоговых органов планами контрольной работы. В случае необходимости проводятся внеплановые проверки.
Комплексные проверки как правила проводятся не реже одного раза в два года. Сроки и продолжительность проверки определяются стоящими органами, назначившим проверку, с учетом объема и особенностей деятельности, подлежащих проверке органов и численности работников, участвующих в ее проведении.
Руководитель при назначении комплексной проверки определяет перечень участков работы и вопросы, подлежащие исследованию. В частности:
· работа по обеспечению своевременного и полного учета налогоплательщиков;
· используемые формы и методы выявления неучтенных юридических лиц;
· организация сбора налога и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
· состояние контроля за налогоплательщиками;
· действенность работы по реализации материалов проверок соблюдения налогового законодательства и правильность применения финансовых санкций, своевременность и полнота взыскания дополнительно начисленных налогов и соответствующих штрафов.
Также при комплексных проверках обследуются дополнительные направления контроля.
В качестве первого дополнительного направления контроля следует назвать проверку правовой грамотности сотрудников, инспектируемой налоговой инспекции, соблюдение ими законодательства, и не только налогового.
По результатам проверки организации работы налоговой инспекции составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой инспекции.
В акте должны найти отражение: общие результаты деятельности ИФНС, состояние работы по анализу хода поступления в бюджет налогов, организации сбора налогов и других обязательных платежей, осуществление контроля за соблюдение налогового законодательства. В нем излагаются также выявленные проверкой нарушения и недостатки в работе налоговой инспекции.
Должностные лица, осуществляющие комплексные проверки, вправе вносить руководству проверяемой налоговой инспекции предложения:
· о применении к проверенным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовых санкций и наложении на должностных лиц административных штрафов;
· об отмене решений налоговой инспекции в случае несоответствия их закону.
Итак, ведомственный контроль осуществляется как повседневным наблюдением со стороны руководителей вышестоящих органов, так и посредством проведения специальных мероприятий-проверок, тематических, целевых и комплексных.
3) Внутренний контроль осуществляется с помощью перепроверок за сотрудниками инспекции.
Например, начальник отдела, после того как предприятие проверено, осуществляет выездную налоговую проверку, в ходе которой заново проверяет предприятие и выявляет ошибки своих сотрудников, если таковые есть. Затем начальник разрабатывает конкретные меры по устранению выявленных недостатков, принимает решения о привлечении к ответственности виновных сотрудников и информировать начальника налоговой инспекции или его заместителя.
Кроме этих перечисленных контрольных мероприятий существует прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов, который является вспомогательным, дополнительным контролирующим органом.
Первоочередной задачей и конечной целью всех направлений деятельности прокуратуры является правовая защита граждан, и изменение характера отношений с контролирующими органами, проверка полноты принятых этими органами мер по устранению выявленных нарушений и привлечение виновных к ответственности.
Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов является одной из гарантий соблюдения в ее деятельности действующих законов, соблюдения законных интересов граждан и защиты интересов государства.
2.3 Оценка деятельности контрольной работы ИФНС РФ по г. Курску
Анализ деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) г. Курска (таблица 2).
Таблица 2-Динамика и структура налогоплательщиков(юридических лиц) г. Курска за 2007-2009 гг.
Налогоплательщики
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Абсолютное изменение ,(+,-)
Изменения в Структуре, (%)
Количество человек
удельный вес, %
Индивидуальные предприниматели
18630
58,6
19059
57,0
18505
55,1
-125
3,5
Юридические лица
13155
41,4
14333
43,0
15065
44,9
1910
Всего
31785
100
33392
33570
1785
Х
Расчеты в таблице 2 показали, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 125 чел. (с 18630 ИП в 2007 г. до 18505 ИП в 2009 г.). В то же время количество юридических лиц выросла на 1910 юр. лиц (с 13155 в 2007 г. до 15065 юр. лиц в 2009 г.) Данные изменения в динамике связаны не только с желанием налогоплательщиков изменить организационно-правовую форму своей деятельности, но и с некоторыми особенностями в законодательстве РФ. Так, по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 ГК РФ). В то время как ответственность учредителя (участника) ТОО или акционера АО по обязательствам организации является ограниченной, лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал ТОО (принадлежащих акционеру акций АО). Новые правила, введенные Федеральным законом от 21.07.2005 № 114-ФЗ с 1 июля 2006 г., о том, что осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется только организациями (юридическими лицами) и только при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции (то есть индивидуальные предприниматели исключены из субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность) также повлияло на рост регистрируемых юридических лиц, так как данный вид деятельности является одним из самых доходных, и основная масса налогоплательщиков, планирующих продажу продуктов питания и алкогольной продукции в розницу, изначально регистрировались как юридические лица.
В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в ИФНС по г.Курску, увеличилось на 1785 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения
Таблица 3- Количественная оценка Инспекция ФНС РФ по г. Курску
2007 год
2008 год
2009 год
Абсолютное изменение,(+,-)
Изменения в структуре,(%),
Количество организаций, проверенных на выездных проверках
501
241
250
-251
-0,4
Количество ИП, проверенных на выездных проверках
151
47
58
-93
-60,3
Количество организаций, у которых выявлены нарушения
446
214
-196
-21,6
Качественный анализ деятельности Инспекции показал значительное снижение количества выездных налоговых проверок в 2009 году по сравнению с 2007 годом по многим показателям почти в 2 – 2,5 раза.
Расчеты, проведенные в таблице 4, показали, что в динамике наблюдается рост поступлений в консолидированный бюджет РФ по налогу по налогу на прибыль – на 11,3%; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет – на 2,8%; по Единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН – на 0,5. По остальным налогам и по акцизам наблюдается снижение поступлений. При этом в динамике наибольшее снижение наблюдается по НДС на товары, реализуемые на территории РФ – на 5,0%, по НДФЛ – 8,4%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9