Такое положение приводило к тому, что к одному и тому же налогоплательщику с проверками независимо друг от друга могли приходить представители налоговых органов, а также проверяющие от четырех социальных фондов. При этом каждая команда контролеров могла проверять налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов или взносов, которые относились непосредственно к их компетенции. Таким образом, контролируя при проведении налоговой проверки организации правильность уплаты подоходного налога (в отношении которого организация выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов не могли проверить начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, имеющих сходную налоговую базу.
Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности. Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки уплаты этих налогов и сборов.
Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из- за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]
В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Сумма единого социального налога должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета фондов отдельными платежными поручениями.
Ставки единого социального налога указаны в следующей таблице: |Налог. |Пенсионный |Фонд |Фонды | |Итого | |База на |фонд РФ |социального |обязательного | | | |кажд. Отд.| |страхования | | | | | | |Российской |медицинского | | | |Раб-ка | |Федерации |страхования | | | |нарастающи| | | | | | |м итогом с| | | | | | |нач. года | | | | | | | | | |Федеральный |Территориальн| | | | | |фонд |ые фонды | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |До 100 000|28,0% |4,0% |0,2% |3,4% |35,6% | |руб. | | | | | | |От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2% |200 руб. + |3400руб.+1,9%|35600 | |руб. |15,8% с |с суммы, |0,1% с суммы, | |руб. + | |до 300000 |суммы, |превыш. | |с суммы, | | |руб. |превыш. |100000 руб. |превыш. |превыш. |20,0% с| | |100000 | |100000 |100000 |суммы, | | |руб. | |руб. |руб. | | | | | | | |превыш | | | | | | |100000 | | | | | | | | | | | | | |руб. | |От 300001 |59600 руб. |8400 руб. + |400 руб. + |7200 руб. + |75600 | |руб. до |+ |1,1% |0,1% |0,9% |руб. + | |600000 |7,9% |с суммы, |с суммы, |с суммы, | | |руб. |с суммы, |превышающей |превышающей |превышающей |10,0% | | |превышающей|300000 |300000 |300000 |с | | | |руб. |руб. |руб. |суммы, | | |300000 | | | | | | |руб. | | | |превыша| | | | | | |ющей | | | | | | |300 000| | | | | | | | | | | | | |руб. | |Свыше |83300 руб. |11700 руб. |700 руб. |9900руб. |105600 | |600000 |+ | | | | | |руб. |2,0% | | | |руб. + | | |с суммы, | | | | | | |превышающей| | | |2,0% | | | | | | |с | | |600000 руб.| | | |суммы, | | | | | | | | | | | | | |превыша| | | | | | |ющей | | | | | | |600000 | | | | | | | | | | | | | |руб. |
Величина единого социального налога в части, касающейся зачисления в Пенсионный фонд РФ, разделяется на единый социальный налог (взнос), который идет в федеральный бюджет фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии, и страховые взносы (сборы), зачисляемые в бюджет фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии. Все вместе составляет 28% от фонда оплаты труда.
Первая часть обезличена и составит 14% от фонда оплаты труда. Она отчисляется предприятием в бюджет, оттуда поступает в ПФР, который, в свою очередь, обязуется тут же выплачивать из этих денег базовую пенсию россиян (450 рублей). Другие 14% пойдут на выплату страховой и накопительной частей пенсий – 8-12% и 2-6% соответственно. Эти деньги за каждого работника предприятие будет перечислять непосредственно в ПФР, который и будет их инвестировать (до 2003 года, дальше право инвестирования перейдет к самим работникам).
Однако следует отметить, что начисленный ЕСН ежемесячно должен уменьшаться на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд (половина пенсионной части ЕСН – 14%). Чтобы у фонда не возникло сомнений в том, что налогоплательщики, вычтя из ЕСН 14%, уплатили взнос в ПФР, было решено производить сверку начислений ЕСН и выплат пенсионных взносов ежемесячно, не позднее 15-го числа каждого месяца. То есть, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшен ЕСН, окажется больше страхового взноса, уплаченного в ПФР, то с 15-го числа следующего месяца налогоплательщик будет облагаться штрафом – еще 14%. Однако из-за несоответствия момента начисления ЕСН (происходит одновременно с начислением зарплаты, а значит применяется и вычет по ЕСН) и страхового взноса в ПФР (уплата происходит позже 15-го числа каждого месяца) сумма вычета заведомо окажется больше уплаченного взноса, поэтому применять налоговый вычет будет нельзя, а в итоге налоговая нагрузка на фонд заработной платы вырастет на 14%; а если все-таки применять вычет, то это нарушение закона, и вместо 36,5% ЕСН будут платить по ставке 50%.
Еще одна «техническая недоработка» закона – невозможность вычета из ЕСН более половины суммы всех месячных пенсионных взносов (то есть более 14% от фонда оплаты труда). Например, если налогоплательщик в январе направил в Пенсионный фонд 10% от фонда оплаты труда и, соответственно, вычел из ЕСН столько же, то в следующем месяце, заплатив полностью 14% за февраль и оставшиеся 4% за январь, он не сможет вычесть из ЕСН 18% - только 14%. Таким образом, 4% будут просто-напросто «съедены» бюджетом.
Судя по этому, можно будет ожидать, что легализовывать зарплату теперь будет еще более невыгодно, чем раньше.
Воспользоваться правом на уменьшение налога, как и прежде, смогут только те организации, в которых заработная плата в расчете на одного работника составляет свыше 100тыс. рублей. При этом налоговая база организаций, имеющих право применять регрессивную шкалу налогообложения по ЕСН, в предыдущем налоговом периоде должна превышать 30тыс. рублей в расчете на одного человека. Исходя из официальных статистических данных об оплате труда, воспользоваться регрессивной шкалой по ЕСН в текущем году смогут только организации нефтедобывающей и газовой промышленности. На подходе организации нефтеперерабатывающей промышленности, а также банки и страховщики. Организациям остальных отраслей, – а их подавляющее большинство – льготная шкала недоступна: уровень оплаты труда наемных работников слишком низок, в среднем он составляет не более сорока тысяч рублей в год.
Более того, в 2002 году вводится пониженная ставка на прибыль(24%), поэтому становится экономически выгодно выплачивать зарплату из чистой прибыли предприятия в виде материальной помощи или дивидендов по акциям. В результате бюджет ПФР и вся пенсионная реформа окажутся без единого социального налога.[4.c52-53]
Положительным результатом стало выполнение ежемесячных заданий за январь-март 2001 г. по сбору ЕСН во все фонды. Поступления платежей в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличились. Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило за январь-сентябрь т.г. 252,2 млрд. рублей. Задание по указанному налогу, установленное Министерству в размере 208,8 млрд. рублей, выполнено на 120,8%. Перевыполнение составило 43,4 млрд. рублей.
В 2001 году поступления единого социального налога и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды (с учетом расходов, произведенных на цели государственного социального страхования) составили 603,2 млрд. рублей.
Из них поступило: |в Пенсионный фонд РФ - |470млрд| | |. | | |рублей,| |в Фонд социального страхования РФ |73,8 | |(в том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды|млрд. | |государственного социального страхования, с учетом сумм |рублей,| |возмещения произведенных расходов, полученных от | | |исполнительного органа Фонда - 49,8 млрд. рублей); | | |в Федеральный фонд |3,8 | |обязательного медицинского страхования - |млрд. | | |рублей,| |в территориальные фонды |55,6 | |обязательного медицинского страхования - |млрд. | | |рублей.|
При этом 566,9 млрд. рублей - единый социальный налог и 36,3 млрд. рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8