Рефераты. Виды, методы и программы налоговых проверок

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Истребовать эту информацию необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм, причитающихся к уплате налогов, в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на возмещение ему из бюджета сумм косвенных налогов, применение льготных ставок по налогам и т.д.), а также в случаях, когда выездная налоговая проверка может быть назначена в связи с ограничениями, установленными ст. 87 и 89 НК РФ.

За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ от представлений документов по запросу налогового органа налогоплательщик несет ответственность.

Последним этапом камеральной проверки является оформление и реализация ее материалов.

В случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения данной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы «по данным налоговой инспекции», строки «отметки и замечания инспектора (экономиста)» или иных граф или строк, специально предусмотренных в налоговых декларациях, или отметок о выявленных нарушениях порядка их составления. В случае отсутствия в форме налоговой декларации аналогичных граф (строк) замечания работника налогового органа отражаются на последнем листе декларации. Указанные замечания должны содержать перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в результате проверки. В случае непринятия налоговым органом налоговых льгот, заявленных налогоплательщиком, работником налогового органа производится запись о причинах непринятия этих льгот (отсутствие специального расчета по льготам, несоответствие заявленной льготы действующему налоговому законодательству и др.).

Проверенная налоговая декларация подписывается работником налогового органа, проводившего проверку, с указанием даты ее проведения. В случае если форма налоговой декларации предусматривает реквизиты подписи руководителя налогового органа, данная декларация передается на подпись руководителю.

Оформление камеральной налоговой проверки напрямую зависит от ее результатов. Так, если в представленной декларации нет ошибок или противоречий, то проверяющий ее инспектор просто подписывает декларацию и указывает дату проверки на титульном листе декларации. На этом камеральная налоговая проверка заканчивается.

В НК РФ прямо не предусмотрено, что по итогам камеральной налоговой проверки должен быть составлен акт (Приложение 4). Между тем в нормах кодекса говорится, что налоговый орган обязан направить фирме копию акта налоговой проверки. При этом закон не конкретизирует, по результатам какой именно проверки у чиновников возникает такая обязанность.

По результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившего проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя налогового органа докладная записка (Приложение 5), согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

В докладной записке указываются документально установленные факты допущенного нарушения и обстоятельства, содержащие признаки налогового правонарушения, выявленные проверкой, а также предложения о необходимости принятия решения:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (Приложение 6);

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (Приложение 7).

В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

- обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения;

- документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений; виды налоговых правонарушений;

- размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.

На основании постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Требование направляется в 10-дневный срок со дня вынесения соответствующего постановления. Требование и копия постановления вручаются налогоплательщику или его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных документов налогоплательщиком или его представителем.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Перед принятием руководителем налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки материалы проверки должны пройти правовую оценку у специалистов юридического отдела, проект решения по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть завизирован указанными специалистами.

По принятым решениям о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения работниками отделов, ответственных за проведение камеральных налоговых проверок, формируются в двух экземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями и указанными выше решениями не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов, доначисленных по результатам камеральной проверки, и сумм налоговых санкций. После проведения указанных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков реестры с указанием даты возврата, налоговые декларации и постановления с отметкой отдела учета и отчетности о проведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику в пятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений по форме, утвержденной приказом Государственной налоговой службы России от 07.09.98г.

В случае если в результате умышленных действий налогоплательщика требование и копия решения налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

1.3 Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи


Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений.

В то же время эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Основные задачи выездной налоговой проверки:

1) всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;

2) выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;

3) анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;

4) формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;

5) доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (Приложение 8) или заместителя руководителя налогового органа, может проводиться в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Не допускается проведение в течение одного календарного года двух выездных налоговых проверок и более, а также повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией или реорганизацией организации либо в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени выполнения предыдущей проверки.

Цель выездной налоговой проверки - контроль за соблюдением плательщиком законодательства о налогах и сборах, документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки (Приложение 9).

Для этого в ходе проведения выездной налоговой проверки проверяющие исследуют документы, в том числе и в электронном виде, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком налогов и сборов.

Объектами проверки являются устав организации, учредительный договор, свидетельство о постановке на налоговый учет, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры и контракты, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.