Рефераты. Валютный курс в Республике Казахстан

Национальный Банк разработает и внедрит систему гарантирования обязательств банков второго уровня перед различными типами кредиторов. Это будет способствовать перераспределению ресурсов через межбанковский рынок и расширению доступа к операциям на денежном рынке краткосрочных инструментов.

Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским обязательствам, предоставляемых Национальным Банком, не будут суммарно превышать 50% от размера собственного капитала банка второго уровня.

В свою очередь, АФН усилит регулирование отечественного финансового сектора. Будут усовершенствованы текущие подходы к оценке достаточности собственного капитала финансовых организаций, ужесточен порядок формирования специальных провизий под проблемные активы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и усилены требования к риск-менеджменту в финансовых организациях.

АФН также будут проработаны новые механизмы функционирования накопительной пенсионной системы с учетом принципов повышения ответственности акционеров и обеспечения защиты интересов вкладчиков.
Национальный Банк и Правительство будут вести постоянный мониторинг состояния платежного баланса и обменного курса тенге во избежание ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда значительная доля активов и обязательств экономики приходится на иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков.

В этой связи, действия Национального Банка будут направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.

В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление» экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.

Наряду с реализацией стабилизационных мер будут закладываться основы для перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально экспортоориентированных секторах экономики.

Правительство обеспечит начало реализации масштабных инфраструктурных проектов, интенсивное развитие агропромышленного комплекса и форсированную реализацию программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».

Меры по стимулированию экономической активности будут направлены на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний.

Для стабилизации рынка недвижимости Правительство в 2009 году продолжит работу по защите прав участников долевого строительства и приступит к реализации специальной программы ипотечного кредитования.

В 2009 году основным приоритетом в деятельности Правительства будет обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения.

Правительство совместно с местными исполнительными органами продолжит работу по обеспечению занятости работников, временно высвобождающихся в результате снижения объемов производства, в рамках подписанных меморандумов о сотрудничестве с крупными предприятиями и организации профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.

Будет предусмотрен широкий комплекс дополнительных мер по созданию рабочих мест, в том числе за счет общественных работ, строительства инфраструктурных и социальных объектов, ужесточения контроля за нелегальной трудовой миграцией.

Все социальные обязательства, в том числе в рамках реализации поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009-2011 годы, будут финансироваться в полном объеме и своевременно.

Меры налогово-бюджетной политики будут направлены на стимулирование экономической активности посредством снижения налоговой нагрузки на экономику и проведение сбалансированной политики государственных расходов.

Реализация норм нового Налогового кодекса, в частности, снижение в 2009 году ставок корпоративного подоходного налога с 30% до 20%, налога на добавленную стоимость с 13% до 12%, а также либерализация системы вычетов налогоплательщиков, позволит смягчить для предприятий неблагоприятную конъюнктуру рынков и расширить их инвестиционные возможности.

С учетом текущей экономической ситуации будет проводиться гибкая бюджетная инвестиционная политика, направленная на первоочередное финансирование проектов, оказывающих мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня необходимой занятости населения. При этом, в случае ухудшения экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет, будут оптимизированы или отложены на более поздний срок расходы, не требующие безотлагательного решения.

Размеры дефицита бюджета, государственных гарантий и поручительств государства будут поддерживаться на приемлемом уровне с учетом необходимости достижения макроэкономической сбалансированности.

Правительство совместно с АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» ужесточит контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию Плана совместных действий.

Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.


3.2 Динамика валютного курса, как результат денежной политики РК в условиях кризиса


Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателям экономической и политической стабильности общества.

Казахстан вслед за другими странами СНГ решился, наконец, на решительный шаг и девальвировал национальную валюту - тенге, курс которой в 2008 году не испытывал серьезных колебаний.

"Национальный банк с 4 февраля уходит от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре и считает объективно необходимым новый уровень обменного курса национальной валюты. Предполагается, что новый уровень будет находиться около 150 тенге за доллар плюс/минус 3%", - сообщил Нацбанк 4 февраля 2009 года..

Полагалось, что девальвация будет происходить медленно и обменный курс достигнет 146 тенге за доллар к концу 2009 года, благодаря соответствующей политике Национального банка. Однако с приходом нового главы Нацбанка Григория Марченко политика в отношении тенге изменилась, и регулятор отказался поддерживать курс тенге в прежнем диапазоне.

Причины девальвации не изменились, спрос на доллар в Казахстане высокий, отметил он.

Как сообщалось ранее, по мнению экспертов, основными факторами влияния мирового экономического кризиса на экономику Казахстана являются сильная зависимость банков страны от зарубежного финансирования и быстрое падение цен на сырье.

В частности, совокупный внешний долг банковского сектора Казахстана составляет $12 млрд, при прогнозируемой среднегодовой цене на нефть на уровне $40 за баррель. "Это означает значительное снижение экспортной долларовой выручки, что снижает предложение валюты на внутреннем рынке", - сказал Н.Рахимбаев. В результате, по его словам, в этом году Нацбанк мог бы почувствовать давление на золотовалютные резервы, если бы сохранил прежнюю политику по поддержанию курса доллара на уровне 120-121 тенге.

Национальный банк в последнее время подвергается многочисленной критике по поводу проведения резкой и «жесткой» девальвации.

Пошаговая девальвация, проведенная в России, достаточно редка в мировой практике. Она провоцировала уход от рубля и привела к существенному сокращению ЗВР на каждом этапе снижения. В результате Центральный банк России потерял значительную часть резервов. Плавная девальвация рубля способствовала увеличению оттока капитала из страны, а также ослаблению кредитования реального сектора, так как банкам было выгоднее играть против рубля, чем предоставлять кредиты.

Чаще всего центральные банки, проводящие политику регулирования курса национальной валюты, переходят на новый уровень резко, одномоментно, чтобы избежать расходования резервов, связанных с вынужденной поддержкой валюты на каждом этапе падения.

Этот способ НБ РК посчитал в тот период наиболее оптимальным. Проведение одномоментной девальвации в результате позволило сразу снизить давление на национальную валюту. Торги на валютной бирже проходят в спокойном режиме. Участие Нацбанка в торгах минимально. Все колебания курса тенге происходят в рамках объявленного коридора. Так, в первые дни марта курс тенге на бирже укрепляется без интервенций НБ РК.

Конечно, на начальном этапе после девальвации возникают определенные трудности у хозяйствующих субъектов экономики и у населения. Однако девальвация является одной из мер государственной политики, в конечном итоге направленной на повышение экономического роста страны и улучшения благосостояния населения в целом.

В настоящий момент после установления нового коридора обменного курса тенге к доллару США можно отметить, что движение курса происходит в его рамках. Однако делать выводы по текущим торгам о равновесной валютной пары USD/KZT еще рано. Участникам рынка для адаптации к новым уровням необходимо два-три месяца. Также необходимо добавить, что валютный рынок волатилен, и движение в какую либо сторону — естественный процесс. Что касается участия Нацбанка в этих процессах, то основной задачей НБ РК на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких колебаний курса. Необходимо отметить, что объемы интервенций по сравнению с январем и первым числам февраля значительно сократились.

Главными задачами Национального банка является стабилизация финансовой системы и в рамках денежно-кредитной политики — регулирование курса национальной валюты. При выполнении этой задачи существует риск снижения уровня ЗВР. Однако необходимо отметить, что в феврале чистые международные резервы НБ РК в текущих ценах повысились на 11,7 процента (на 2,4 миллиарда долларов) до 20,7 миллиарда долларов по отношению к предыдущему месяцу. Эти пополнения были произведены за счет конвертации валюты из Национального фонда РК (порядка пяти миллиардов долларов США), экспортной выручки и налоговых поступлений.

В середине 2006 года, когда Казахстан испытывал значительный приток спекулятивного капитала, НБ РК прибегал к такой мере «с другого края», проводя интервенции по покупкам иностранной валюты и временному ослаблению курса тенге. Это привело к убыткам спекулянтов, игравших на укрепление курса тенге.

В настоящее время курс национальной валюты по отношению к доллару США движется в разрезе заданного коридора, и вмешательства Нацбанка ограничиваются интервенциями для сглаживания резких колебаний на валютном рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.