Рефераты. Валютные кризисы: теория и действительность

В-пятых, кризис приводил к неравномерности развития кризиса в мире. Так, он поражал то одни, то другие страны, в разное время и с разной силой[6].

Процесс управления валютными кризисами зависит от валютной политики государства, которая реализуется, прежде всего, через бюджетно-налоговую политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства расширяются государственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Государство также активизирует налоговые механизмы для регулирования масштабов капиталовложений и потребительского спроса. Важный инструмент антициклического регулирования государства - применение кредитной политики через изменение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам[7].

На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс. Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.

В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974-1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990-1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы) и обусловливает мировые структурные кризисы.

Например, в США рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919-1938 гг. до 20,9% в 1948-1982 гг., а его сокращение в фазе спада уменьшилось с 14,1 до 2,5%. Спад американской экономики в 1990-1991 гг., продолжавшийся почти 9 месяцев, привел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более короткий и более умеренный, чем два предшествовавших ему спада 1973-1975 гг. и 1981-1982 гг[8].

Для преодоления таких казусов государство создаёт общегосударственную программу, которая фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров и военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов)[9].

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.

По государственной программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования.

Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

Рассмотрев данный вопрос, мы выяснили, что валютный кризис цикличен, несёт структурный характер, а также тяжело переносится всеми экономическими странами мира, протекая неравномерно. Но всё же он необходим экономике для замены старой валютной системы на новую, более стабильную, а адекватная и грамотная политика государства лишь поможет этому.


2. Причины и последствия валютных кризисов


Говоря о причинах нынешнего экономического кризиса, следует начать с валютного кризиса в финансовом секторе — именно он, как полагает подавляющее большинство экспертов, и привел к наблюдающемуся сейчас спаду в мировой экономике. С чего начался валютный кризис, известно: с обвала на рынке ипотечных облигаций в США. Однако вызревать он начал гораздо раньше — задолго до расцвета рынка ипотечных облигаций subprime[10].

С начала 80-х годов в США начался процесс либерализации финансовых рынков, основным итогом которого стало значительное ослабление регулирования кредитной деятельности банков. Фактически банкам было дано право самостоятельно определять рискованность вложений в рыночные инструменты и, соответственно, создавать на основе своих оценок резервы под эти вложения.

Поскольку резервы банки создают за счет собственного капитала, размер которого ограничен, а прибыль получают именно от кредитной деятельности, такое изменение правил игры естественным образом подтолкнуло банки к наращиванию кредитных портфелей. Тем более что правительство США значительно облегчило банкам привлечение краткосрочного финансирования, последовательно снижая учетную ставку. Конечно, это был не непрерывный процесс. Федеральная резервная система (ФРС) США исторически чередует этапы повышения и понижения ставок. Однако тенденция налицо. Так, если в начале 1980-х ставка рефинансирования в момент достижения «потолка» повышательного цикла превышала 19% годовых, то в начале 90-х была на уровне 10%, в 2000-м этот показатель достиг всего лишь 6,5% годовых, в 2006-м — 5,25%.

Политика циклического снижения-повышения процентных ставок до определенного времени была весьма обоснованной. В периоды низких процентных ставок развивались все возможные виды бизнеса. Периоды же высоких ставок позволяли отсеять «ненужные», точнее, наименее эффективные, спрос на продукцию которых становится минимален[11].

Но политика дерегулирования вместе с низкими уровнями процентных ставок внесла в этот циклический процесс свой дерегулирующий вклад. Низкие ставки привели к тому, что стало слишком уж выгодно не сберегать деньги, откладывая их на депозит (под тот же низкий процент), а инвестировать их в растущий из-за обилия дешевых денег фондовый рынок. Также стало выгодно кредитоваться, а либерализация финансовой системы позволила банкам резко увеличить объемы кредитования, что с лихвой компенсировало периодические подъемы ставок американским центробанком.

Масштабная стимуляция спроса открывала блестящие перспективы перед развитием бизнеса. Отсюда и впечатляющий рост фондовых индексов.

Проблема, однако, заключалась в том, что деньги, появляющиеся в ходе кредитной эмиссии, не были подкреплены наличием произведенного товара. Иными словами, вместо того, чтобы создавать товары, а потом менять их на деньги (как на наиболее удобную форму хранения сбережений), американская экономика генерировала деньги «из ничего» в надежде, что товар «подтянется». И он действительно «подтягивался», причем в значительных объемах из-за рубежа — отсюда и непрерывное снижение сальдо торгового баланса США с начала 80-х.

Американские банки кредитовали не только местную экономику — достаточно вспомнить бурный рост иностранных инвестиций в российский фондовый рынок в 2000–2007 годах. Так что речь идет о периоде дешевых денег в мировом масштабе. Конечно, большое значение имеет то, кто получает эти дешевые деньги первым, и с этой точки зрения американцы были в преимущественном положении, но это тема отдельного разговора; кроме того, чтобы получить такое преимущество, надо сначала добиться, чтобы твоя валюта обрела статус основной международной, что нелегко.

В России в 2005–2007 годах, к слову, наблюдалась аналогичная ситуация: рост потребления при дешевеющем кредите шел в основном за счет наращивания импорта, значительно обгоняя рост производства[12]. Сальдо торгового баланса у нас, правда, росло — просто за счет роста цен на основную статью экспорта, сырье. Но сути дела это не меняло: деньги в экономике стали возникать как будто «из ничего». Таким образом, можно сказать, что граждане современных США получили в наследство от предков основную мировую резервную валюту — доллары и стали обменивать доверие к доллару на иностранные товары. А граждане современной России — запасы природных ископаемых, после чего пошли тем же путем[13].

Особо стоит отметить, что большую роль в расширении кредитной эмиссии и последующем крахе рынков сыграли квазиденьги, например пресловутые ипотечные облигации, или, точнее говоря, так называемые структурированные финансовые инструменты, то есть инструменты, составленные из разных финансовых продуктов, загнанных в единую структуру. Низкие ставки и доступность кредитов не просто приводили к дешевым деньгам — этот эффект еще надо было умножить на рост интереса инвесторов к стремительно дорожающим активам, каковое подорожание было спровоцировано все теми же дешевыми деньгами. И чем больше становилось этих квазиденег, тем дороже стоили ценные бумаги, все более приближая стоимость квазиденег к стоимости денег настоящих.

Гораздо более опасный процесс заключается в том, что возникшие «ниоткуда» деньги составляют конкуренцию деньгам реальным, то есть заработанным в процессе производства товара. И люди начинают действовать согласно искаженному видению ситуации, причем не важно, вызвано это искажение пузырем на кредитном рынке или на сырьевом. Но долго так продолжаться не может — пузыри рано или поздно лопаются (грубо говоря, фондовый рынок не может до бесконечности оттягивать на себя деньги из экономики — хотя бы потому, что ценные бумаги не едят и домов из них не строят), после чего иллюзии исчезают и субъекты экономики начинают приводить свои планы в соответствие с объективными реалиями[14].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.