Рефераты. Управление развитием региона

Размер прожиточного минимума в Ивановской области ниже, чем в целом по РФ и в столице (в 2002г. он составил 1755 руб. на душу, против 1908 и 3155 руб. в среднем по РФ и Москве). Но при этом соотношение уровня среднедушевых доходов и прожиточного минимума значительно ниже, чем по России в целом и, тем более, Москве. Причем этот разрыв увеличивался после 1997 г. и, что самое существенное, начиная с 1999г. уровень среднедушевых доходов более 39% населения области стал ниже (!) величины прожиточного минимума. Следующая таблица показывает динамику соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума.


Таблица 2.

Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума (в %)


2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Российская Федерация

206

226

197

169

148

Г. Москва

614

664

592

478

460

Ивановская область

167

177

144

92

85

Ярославская область

283

311

197

186

201

Владимирская область

251

269

152

158

189


При этом, несмотря на хроническое отсутствие денежных средств, население Ивановской области все-таки сумело выжить и даже оказалось способно поддержать наметившиеся в области позитивные перемены в экономике. Здесь немаловажную роль сыграло достаточно близкое, по российским меркам, соседство с Московским регионом. Из социологических опросов следует, что все эти годы реформ предприятия в условиях расцвета бартера и не имея средств на погашение задолженности по заработной плате, рассчитывались с работниками натуроплатой в виде тканей. Чтобы как то существовать, женский контингент населения, будучи незанятым, либо частично занятым на производстве, занимался самодеятельным пошивом постельного белья, детской одежды, женского платья, халатов и прочей одежды, одевая собственную семью и реализуя продукцию собственного труда в близлежащих регионах (среди которых Москва, с более высоким платежеспособным спросом и огромной емкостью рынка, самое подходящее место).

В настоящее время в области насчитывается порядка реально 110 тыс. безработных (по методологии МОТ, учитывающую «ремитирующие» и «скрыто-латентные» формы) при численности занятых во всех секторах экономики около 480 тыс. чел.[3] ( По методологии количество безработных рассчитывается с учетом «скрытой» безработицы в лице не полностью занятых на основном рабочем месте – менее 30% основного рабочего времени- частично самозанятого, и потому не регистрирующегося в качестве предпринимателей населения и населения не работающего, но проживающего на учетной территории без регистрации в органах контроля населения или зарегистрированного на ней, но работающего вне ее пределов.[4])

Надо сказать, что эти цифры находятся в вопиющем противоречии с официальной статистикой зарегистрированных в Областной службе занятости, которая с помощью словесной эквилибристики пытается представлять почти как реальный уровень безработицы в области и на основании этих своих цифр утверждает о, якобы наметившихся за последние 2 года тенденциях снижения уровня безработицы.

Как показывают многочисленные социологические исследования, высвобожденная рабочая сила областей центрального района занята в основном в Москве и Московской области, прежде всего – в строительстве (преимущественно мужчины) и в торговле. [2]

В последние годы население области сокращается примерно на 1% в год.


Таблица 3.

Динамика численности населения


1926

1939

1959

1970

1979

1989

2006

Численность наличного населения Ивановской области, тыс. человек

Все население

1064,0

1385,0

1320,1

1339,1

1321,0

1317,1

1122,3

Городское население

330,0

727,0

876,2

1010,3

1053,4

1075,1

1007,9

Сельское население

734,0

658,0

443,9

328,8

267,6

242,0

214,4

Прирост, % к численности по данным предыдущей переписи

Ивановская область








Все население


30,2

-4,7

1,4

-1,4

-0,3

-7,2

Городское население


120,3

20,5

15,3

4,3

2,1

-6,3

Сельское население


-10,4

-32,5

-25,9

-18,6

-9,6

-11,4

РФ








Все население


16,9

8,4

10,7

5,7

7,2

-1,0

Городское население


120,6

69,7

31,4

17,8

13,7

-1,8

Сельское население


-5,5

-22,4

-12,2

-14,1

-7,6

1,1

Блок анализа инвестиционного потенциала показывает , что «Совсем плохо складывались обстоятельства с инвестициями в легкой промышленности, деревообрабатывающем комплексе, промышленности стройматериалов».[5]

При этом надо отметить, что ЗС Ивановской области приняло три областных закона, направленных на улучшение правовых условий для инвестиционной деятельности:

Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 26.01.95 N 23 "О защите иностранных инвестиций на территории Ивановской области"

Закон Ивановской области от 06.11.2003 N 73-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ивановской области"

Закон Ивановской области от 22.02.08 N 85-ОЗ "О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области".

И по рейтингу в журнале «Эксперт» №5 за 2008г. по состоянию законодательства Ивановская область признавалась на, достаточно «неплохом», 14-м месте среди субъектов РФ ( а по уровню рисков вообще на 4-м). Однако желаемых результатов это не принесло ввиду обшей неразвитости организационной и сервисной составляющих инвестиционной инфраструктуры на территории области.

А вот сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет. [2]. И сравнивая, надо помнить, что в полном соответствии с кривой Лаффера, Ивановская область, среди соседей отличается наиболее высокими ставками налогообложения в части областного и местных бюджетов и наименьшим процентом их собираемости. Одна из причин этого хорошо известна – огромный процент теневого оборота, особенно в ткацкой промышленности, доля оборота «серых» и «черных» цехов составляет по разным оценкам от 60 до 80% процентов всего оборота. Жизнестойкость подобной схемы объясняется же в основном даже не низкой стоимостью входа в отрасль, а укоренившимися коррупционными механизмами воспроизводства структуры теневого оборота.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.