- средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;
- долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
- других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).
Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие обобщенные выводы и основные моменты. Итак, по первой части работы можно сделать следующий вывод: финансовое состояние предприятия - способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.
Финансовое состояние предприятия - способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом положении. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
В третьей части были осуществлены расчеты и оформлены в соответствующие таблицы, по которым были проведены аналитические выводы:
При анализе финансовых результатов отмечен, что выручка от реализации за 2007–2009гг. увеличилась на 64,68 %.Так рост показателя свидетельствует о том, что все больший доход предприятие получает за счет основной деятельности. Наблюдается рост затрат на производство и сбыт продукции на 58,83 %. Это нельзя назвать положительной тенденцией, но это может быть связано с повышением качества товара. За 2009 г. предприятие не получало чистой прибыли. Поэтому ОАО «Лениногорский завод «АвтоСпецОборудование» необходимо увеличить выпуск конкурентоспособной пользующейся спросом продукцию, снизить ее себестоимость и увеличить прибыль от реализации продукции в 2 раза.
При оценке имущественного положения предприятия выяснилось, что стоимость активов выросла на 25,32 % в 2009 г. по сравнению с 2007 г., что говорит о наращивании имущественного потенциала предприятия. Наблюдается увеличение доли активной части основных средств на 9,25 %. Рост этого показателя благоприятная тенденция, свидетельствует о том, что на предприятии ОАО «Лениногорский завод «АвтоСпецОборудование» увеличивается величина использования производственной мощности. К списанию на затраты в последнем периоде причитается 66 % стоимости основных средств. Это большое значение. Предприятию необходимо увеличить долю средств на техническое перевооружение, модернизацию, что позволит снизить издержки производства. Причем на конец года скопилась готовая продукция и товары к перепродаже.
При анализе активов выяснилось, что в структуре оборотных средств предприятия значительную долю занимают запасы, в том числе незавершенное производство. Причем наблюдается рост этой доли в 2009 г. на 39,92 % по сравнению с 2007 г., в том числе незавершенное производство - на 55,46 %.Произошло увеличение доли денежных средств за три года в 6 раз.
Рост дебиторской задолженности предприятия на 38,96 %, что указывает на то, что увеличилась отгрузка продукции покупателям и осуществляется ее хранение на складах.
Оценка финансовой устойчивости определила, что положение предприятия характеризуется как нормальная финансовая устойчивость, т.е. это соответствует тому положению, когда предприятие успешно функционирует и для покрытия запасов использует “нормальные” источники средств, т.е. собственные и привлеченные.
Дальнейший анализ предприятия указывает на усиление зависимости его от внешних инвесторов и кредиторов. Подтверждением данной ситуации является снижение концентрации собственного капитала за 2007-2009гг. на 23,74 %. Поэтому предприятию необходимо увеличить прирост собственного капитала на 15 % и снизить прирост заемных средств. Но в то же время происходит увеличение той части собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов в 3 раза.
Анализ деловой активности показал, что скорость оборачиваемости собственного капитала увеличивается за три года на 170,27 % и означает превышение уровня реализации над вложенным капиталом, а это влечет за собой рост кредитных ресурсов и возможность достижения уровня, где кредиторы начинают участвовать в деле больше, чем собственники.
Скорость оборота денежных средств за три года снизилась на 86,47 %.Снижение коэффициента оборачиваемости денежных средств говорит, что предприятие эффективно распоряжается денежными средствами.
Происходит увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности на 36,36% за 2007-2009гг. показывает расширение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием, а значение этого же показателя в днях говорит, что в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение 171,4 дней в 2009 г. Хотя срок оборачиваемости дебиторской задолженности не соответствует нормативу. На практике его значение составляет 70 дней. Предприятию рекомендуется снизить оборачиваемость дебиторской задолженности на 40,84 %, что позволит снизить хранение готовой продукции на складах.
Так же происходит увеличение оборачиваемости кредиторской задолженности на 71,42 % в 2009г. по сравнению с 2007г. Снижается количество дней на 91,1 в 2009г. по сравнению с 2007г. для производства, продажи и оплаты продукции.
При анализе абсолютной ликвидности выяснилось, что предприятие может погасить немедленно в 2007-2009гг. краткосрочных заемных обязательств только на 0,17 %,1,14 % и 2,1 %, причем наблюдается улучшение ситуации в 12 раз. При расчете коэффициента текущей ликвидности отмечен, что происходит рост коэффициента на 60,46 %. За 2007-2008гг. показатель не соответствует нормативу, предприятию потребовалось время для того, чтобы покрыть свои обязательства. Предприятию надо улучшить абсолютную ликвидность на 10,5 %, увеличивая денежные средства, снижая дебиторскую задолженность.
При расчете рентабельности основной деятельности, выяснилось, что предприятие больший доход получает за счет основной деятельности и наблюдается увеличение в 14 раз. Некоторые показатели как общая рентабельность, рентабельность собственного капитала, экономическая рентабельность имеют отрицательные значения. И предприятию необходимо эффективнее использовать собственный капитал, увеличить денежные средства и увеличить рентабельность продукции на 3,1 %.
Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина - М.: Дело и Сервис, 2008. – 250 с.
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ Г.Л. Азоев – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 252с.
3. Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью/ И.Д. Абросимов – М.: Знание, 2006. – 360 с.
4. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы/ М.П. Афанасьев – М.: Финстат, 2005. - 256 с.
5. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева/ 2009.- 145с.
6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы/ М.М. Алексеева – М.:Финансы и статистика, 2007. - 180с.
7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского/ К. Боумэн – М: Юнити, 2007. - 305с.
8. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент/ И.А. Бланк - Киев: МП "Итем" ЛТД, 2005. - 450 с.
9. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства/ В.Ф. Богачев, В.С. Кабаков, А.М. Ходаток. - СПб:Изд-во "Корвус", 2005. – 210 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. И спец. «Менеджмент»/ О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2008. - 280 с.
11. Вершигора Е.Е. Менеджмент, курс лекций/ Е.Е. Вершигора – М., 2008.- 52 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент/ И.Н. Герчикова – М, 2007. – 250 с.
13. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия/ Ю.В. Гусев – СПб: СПбУЭФ, 2002. - 145 с.
14. Ефимова О.В. Финансовый анализ/ О.В. Ефимова - М., «Бухгалтерский учет», 2006. - 360с.
15. Елисеева И.И., Костева Т.В., Хоменко Л.Н. Международная статистика/ И.И. Елисеева, Т.В. Костева, Л.Н. Хоменко. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 224с.
16. Есипов В., Маховикова Г., Терехова, В. Оценка бизнеса/ В. Есипова, Г. Маховикова, В. Терехова. – СПб: Питер, 2001. – 416с.
17. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: учебное пособие/ П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2007.- 325с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14