Планирование характеризуется:
1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально - политических и экономических явлений);
2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).
Методы финансового планирования:
а) автоматический (данные предыдущего года переносятся, например, на 2007 год и умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);
в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями)
В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве и реализации.
Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.
Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но во всем мире это отличие составляет десятые доли процента.
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника придумала принцип “скользящий бюджет”. этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:
Цифра 1 года – окончательная;
Цифра 2 года – твердая;
Цифра 3 года – относительно твердая;
Цифра 4 года – предварительная;
Цифра 5 года – приблизительная.
Это системно – вариационный метод планирования (ППБ).
ППБ – планирование, программирование и бюджетирование:
I статья – планирование (включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании);
II статья – программирование (подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее);
III статья – бюджетирование (процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке).
Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:
· предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют «баланс доходов и расходов».
· предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют «смету».
· план общественных объединений – «Финансовый план».
· органы государственной власти составляют «бюджет» (разных уровней: центральный, местный, субъектов Федерации).
Методы планирования:
экстраполяция (состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее);
· нормативный (по определенным нормам);
· математического моделирования (построение модели процесса и перенос ее в финансовую область);
· балансовый (применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов).
Финансовый контроль − контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.
1. Классификация видов финансового контроля
1.1. По времени проведения:
· предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);
· текущий;
· последующий.
1.2. По субъектам контроля:
· президентский;
· органов представительной власти и местного самоуправления;
· органов исполнительной власти;
· финансово - кредитных органов;
· ведомственный;
· внутрихозяйственный;
· аудиторский.
1.3. По сферам финансовой деятельности:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
1.4. По форме проведения:
· обязательный (внешний);
· инициативный (внутренний).
1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
2. Основные виды и органы государственного финансового контроля
При Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:
· Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
· Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля − тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия:
· предписание;
· предписание, обязательное для исполнения;
· приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
К специализированным органам финансового контроля относятся:
· Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);
· Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;
· Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;
· Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.
Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.
Негосударственный финансовый контроль включает:
· внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7