т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.
Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы общая выручка равнялась постоянным затратам, иными словами, определим точку безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на выручку. В нашем примере это:
Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и следующих за ним изделий будут давать при указанных затратах прибыль. Если же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью. В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью может применяться более совершенная технология производства, другие виды сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских достоинств, а также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных пределов снижена цена продукции. Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства и цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и победить своих конкурентов. Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных условий производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае вариант производства и реализации продукции.
Оборотный капитал и управление денежными средствами
Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег. С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие. Оборотный капитал равен разнице между текущими активами и кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1 Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.
|Текущие активы |Краткосрочные обязательства | |Наличные деньги и банковские |Счета, подлежащие уплате кредиторам, | |депозиты |и др. | |Счета дебиторов (за вычетом резервов|Векселя к оплате | |по безнадежным долгам) | | |Другие краткосрочные векселя и |Платежи, по которым наступили сроки | |акцептованные счета дебиторов (за |оплаты | |вычетом резервов) | | |Товарные запасы (включая сырье, |Облигации и другие долгосрочные | |незавершенное производство, готовую |обязательства, срок оплаты которых | |продукцию и другие средства, |наступит в текущем году | |необходимые для производства) | | | |Дивиденды, подлежащие выплате | | |наличными, акционерам |
Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами позволит сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке платежей приведены в табл. 2.
|Ускорение платежей |Отсрочка платежей | |Перевод средств между банками по |Увеличение сроков межбанковских | |телеграфу |расчетов путем оплаты через | | |отдаленные отделения банков | |Предоставление скидок для досрочных |Пересылка чеков через почту | |платежей | | |Досрочное выставление счетов |Использование аккредитивов с правом | |покупателям |отзыва | |Личные контакты и переписка с |Отказ от излишнего депонирования | |дебиторами |средств | |Расчеты в порядке предоплаты или |Максимальное использование сроков | |аккредитивами и др. |акцепта и др. |
Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств. Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении задолженности поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е. возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может возникнуть лишь спустя какое-то время. Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно следить за движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег. Управление движением наличности предполагает: - регулярное проведение анализа движения наличности; - прогноз ее движения; - контроль и регулирование денежных операций; - предусмотрение "худших вариантов расклада".
Анализ финансов малого бизнеса
Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы. Оценка финансового состояния предприятия включает анализ: 1. доходности и рентабельности 2. финансовой устойчивости 3. скорости оборота капитала 4. окупаемости вложенных средств Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности. Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала. Одной из важных задач финансового менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам. Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения. В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов. Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги. При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, - это негативное явление. Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт. Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы. Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих. Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величины активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу. Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получим количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет. Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление в динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дает возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4