Рефераты. Управление деятельностью профессиональных участников регионального рынка ценных бумаг p> Аннулирование лицензии означает запрет на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована, обязано: прекратить осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; возвратить подлинный экземпляр лицензии органу, осуществившему его выдачу; осуществлять по требованию владельца ценных бумаг, клиента действия по возврату полученных денежных средств и ценных бумаг или связанные с погашением ценных бумаг.

Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована, вправе подать заявление на получение лицензии не ранее чем через два года после аннулирования лицензии.

Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована на основании задолженности учредителей по оплате уставного капитала, вправе подать заявление на получение лицензии не ранее чем через три года после аннулирования лицензии.

Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии, принятое Федеральной комиссией или лицензирующим органом, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для обжалования актов государственных органов, органов местного самоуправления.

2.2. Региональные особенности лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Российский рынок ценных бумаг возник в результате массовой приватизационной программы, реализация которой привела на практике к распределению акций компаний между работниками, инвесторами и государством.

Современное состояние рынка ценных бумаг в России характеризуется:

1) небольшими объемами;

2) низкой ликвидностью и низкой доходностью, замедляющими оборот ценных бумаг. Среднедневной оборот за период с начала 1998 года до

14 августа составил 242, 3 млн.руб. в Российской торговой системе

(РТС) и 68,3 млн.руб. на ММВБ. После 17 августа среднедневной оборот по акциям на ММВБ составил порядка 16 млн.руб., в РТС –

22,4 млн.руб. Это весьма скромные показатели. Инвестиционные возможности рынка не используются.

3) значительными пробелами в законодательстве и неоформленностью в макроэкономическом смысле (неизестны пропорции между различными видами ценных бумаг на рынке;

4) неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сетей;

5) отсутствием долгосрочной фондовой политики государства, непродуманной системой налогообложения (особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.

Депрессивные тенденции, главенствовавшие на фондовом рынке в начале осени 1998 года, привели также к ухудшению его инфраструктуры. На инфраструктурном уровне отсутствие общей линии поведения участников рынка выразилось, в частности, в том, что функции первичных дилеров, обязанных покрывать минимальные рыночные риски на уровне 200 тыс. долл. и обеспечивать не менее 2% от общего объема рынка, не выполнялись, свидетельством чего может служить резкое падение среднедневного сентябрьского оборота – до 1,25млн.долл. (11млн.долл/день в августе).

Наиболее опасным проявлением нынешнего фондового кризиса стало обострение противостояния ведомств, призванных регулировать деятельность данного финансового сегмента, – ЦБ РФ и ФКЦБ. (Зарождение этого конфликта связывают с расширением фондового рынка весной 1997г. Произошедший в марте прошлого года коньюктурный подъем впоследствии завершился обострением конкуренции двух указанных госструктур в сфере управления этим финансовым сектором. Неопределенность статуса Центробанка и подотчетных ему кредитных организаций применительно к рынку корпоративных ценных бумаг обусловила полтора года назад интенсификацию процесса вывода с него средств коммерческими банками.) Осенью 1998 г. борьба между ЦБ РФ и ФКЦБ за право контролировать один из немногих более или менее ликвидных национальных финансовых рынков завершилась применением ФКЦБ репрессивных санкций к
Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а именно решением запретить с 13 октября 1998г. ММВБ проведение торгов негосударственными ценными бумагами и их производными в связи с невыполнением требования не включать в руководство биржи (как и любого другого участника рынка) государственных чиновников и служащих Центробанка.*

Таким образом, перед рынком стоят серьезные проблемы, над которыми придется работать в перспективе как участникам рынка, так и государственным структурам.

Для этого, на наш взгляд, необходимо:

- обеспечить организационное единство государственного регулирования фондового рынка;

- восстановить рынок государственных ценных бумаг России;

- существенно развить работу с отечественными эмитентами;

- осуществить комплекс специальных мер по привлечению инвестиций в регионы;

- расширить спектр используемых на фондовом рынке финансовых инструментов;

- реализовать меры по привлечению через фондовый рынок инвесторов;

- осуществить меры по привлечению инвестиций мелких частных инвесторов.

В целях обеспечения единства государственной политики регулирования финансового рынка необходимо создать единую систему регулирующих органов.

Для этого необходимо четкое распределение обязанностей, чтобы исключить дублирование функций регулирующих органов, таких, как
Правительства РФ, Министерство финансов, Государственный антимонопольный комитет, и, особенно, Центральный банк и Федеральная комиссия по ценным бумагам.

В этой связи было бы целесообразно создать рабочую группу
Правительства РФ по координации деятельности государственных органов, регулирующих фондовый рынок, в целях согласования ведомственных позиций.

Для создания целостной системы регулирования фондового рынка важно четко распределить полномочия и сферы ответственности между государственными органами и саморегулирующими организациями профессиональных участников.

РО ФКЦБ и саморегулируюемые организации должны не конкурировать между собой, а взаимно дополнять друг друга. Но для этого мало одних формальных контактов. В настоящее время ПАРТАД сотрудничает с некоторыми отделениями
ФКЦБ, в частности с Московским, Петербургским, Новосибирским и
Екатеринбургским. В этих регионах много организаций – членов ПАРТАД, и совместная работа с представительствами ФКЦБ (подготовка и проведение совместных проверок, тематических семинаров ит.д.) отвечает интересам обеих структур.

На сегодняшний день часть функций ФКЦБ России по регулированию фондовых рынков отдана региональным отделениям. Их сейчас 15:
Екатеринбургское, Иркутское, Красноярское, Московское, Нижегородское,
Новосибирское, Омское, Орловское, Приморское, Татарстан, Ростовское,
Самарское, Санкт-Петербургское, Саратовское, Челябинское.

РО ФКЦБ переданы вопросы регистрации проспектов эмиссий большинства эмитентов, вопросы лицензирования, аттестации специалистов, контроля за деятельностью профессиональных участников на региональных рынках.

ФКЦБ подписало соглашения о сотрудничестве в области развития региональных рынков с администрациями Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга и Омска. Это позитивно сказывается на развитии рынка ценных бумаг в данных регионах.*

Активно включены в процесс регулирования рынка ценных две саморегулируюемые организации ПАРТАД и НАУФОР, филиалы которых есть в
Саратове.

ПАРТАД и НАУФОР объединяют профессиональных участников рынка, которые решают свои собственные проблемы эффективнее, чем это делают государственные чиновники. Например, ФКЦБ приходится иметь дело с множеством индивидуальных правил ведения реестров регистраторами. ПАРТАД же полагает, что разумнее было бы создать типовые правила такого рода. Потому, что различные регистраторы могут по-разному толковать требования нормативных актов. Ассоциацией подготовлен предварительный вариант типовых правил ведения реестров.

В настоящее время каждый профессионал фондового рынка должен стать членом саморегулируемой организации, т.к. именно через саморегулируемую организацию строится процесс лицензирования (см. рисунок 2).

ФКЦБ России

9

8


Региональное 7

Управление отделение

ФКЦБ России *
ФЦКБ России

10

4

6 12

3

Филиал
Центральный аппарат

НАУФОР 13

НАУФОР

5,2

11

1

14

Организация заявитель

Рис.2 Схема взаимодействия ФКЦБ России и саморегулируемой организации на примере Нац. ассоциации участников фондового рынка при рассмотрении заявлений на получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами.

Таблица 4. Этапы прохождения документов при получении лицензий.
|№№ |Этапы прохождения документов |Срок(дней)|
|1 |Подача организацией заявителем 2-х комплектов |- |
| |документов в филиал НАУФОР | |
|2 |Рассмотрение филиалом НАУФОР документов |30 |
| |организации-заявителя | |
|3 |Передача в центральный аппарат списков на выдачу и |3 |
| |на отказ в выдаче ходатайства | |
|4 |Передача филиалом НАУФОР 1 комплекта документов |- |
| |организации-заявителя в РО ФКЦБ России | |
|5 |Принятие решения уполномоченным органом НАУФОР в |7 |
| |выдаче или об отказе в выдаче ходатайства | |
|6 |Представление центральным аппаратом НАУФОР |1 |
| |ходатайств в Управление регулирования деятельности | |
| |профессиональных участников рынка ценных бумаг и | |
| |копий в РО ФКЦБ [2] | |
|7 |Направление РО ФКЦБ в Управление регулирования |- |
| |деятельности профессиональных участников рынка | |
| |ценных бумаг предложений о возможности выдачи | |
| |лицензий профессиональным участникам рынка ценных | |
| |бумаг.[3] | |
|8 |Подготовка Управлением регулирования деятельности |5 |
| |профессиональных участников рынка ценных бумаг | |
| |соответствующих списков на заседание ФКЦБ | |
|9 |Принятие решения ФКЦБ России о выдаче или об отказе|7 |
| |в выдаче лицензий | |
|10 |Оформление Управлением решений ФКЦБ России |5 |
|11 |Оформление центральным аппаратом НАУФОР бланков |- |
| |лицензий | |
|12 |Подписание бланков лицензий председателем ФКЦБ, |2 |
| |передача бланков в центральный аппарат НАУФОР | |
|13 |Передача бланков лицензий центральным аппаратом |- |
| |НАУФОР в филиалы НАУФОР | |
|14 |Выдача бланков лицензий организациям-заявителям |- |
|ИТОГО: |60 |

Конечно, между ФКЦБ и саморегулируемыми организациями возникают определенные разногласия по вопросам выдачи лицензий, но это бывает редко.
За последний квартал 1998г. ПАРТАД подала свыше 50 ходатайств на выдачу лицензий регистраторам, и лишь в одном случае специалисты ПОРТАД не сошлись во мнениях с сотрудниками ФКЦБ.

Следовательно, важнейшей заботой ФКЦБ России и саморегулируемых организаций в минувших 1997 – 1998 г.г. являлось лицензирование профессиональных участников фондового рынка: выдано свыще 3100 лицензий более чем 1500 профессиональным участникам и биржам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.