СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Анализ безубыточности
1.1 Исходные допущения при анализе безубыточности
1.2 Расчет и анализ точки безубыточности
1.3 Рабочий формат для анализа безубыточности
2. Определение влияния вложенного дохода и анализ операционного рычага
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
- оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
- установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и
- спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья, недостаточный объем рынка, плохое качество продукции, ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
1. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные.
2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.
Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.
Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. В рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса.
Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так как его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках предметом анализа является это «необходимое условие».
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл. 14.Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.
Выручка от продажи (без НДС)
120,000
Минус производственные издержки
60,000
Минус непроизводственные издержки:
Реализационные
31,000
Административные
19,000
50,000
Чистая прибыль (до налогов)
10,000
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода» (Contribution Format), который представлен в таблице 2.
Минус переменные издержки:
Производственные
20,000
6,000
4,000
30,000
Вложенный доход
90,000
Минус постоянные издержки:
40,000
25,000
15,000
80,000
Чистая прибыль
Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 3. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 3
Всего
На единицу продукции
Процент
Выручка (500 единиц продукции)
250000
500
100 %
150000
300
60 %
100000
200
40 %
Минус постоянные издержки
80000
20000
Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
На штуку
Выручка (400 штук)
200,000
Минус переменные издержки
Чистая прибыль (убыток)
$ -0-
Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название “точки безубыточности” (break-even point).
Страницы: 1, 2, 3, 4