В следствие этого, в современных российских условиях особое значение приобретает серьезная аналитическая работа на предприятии, связанная с изучение и прогнозированием его финансового состояния. Своевременное и полноценное выявление “болевых точек” финансов фирмы позволяет осуществить комплекс упреждающих мер, предотвращающих возможное ее банкротство.
1.2.Методологические основы анализа финансового состояния предприятия.
Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие «устойчивое финансовое положение» не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия в условиях рыночных отношений. Такую оценку можно получить различными методами с использованием различных критериев.
Составными этапами диагностики финансового состояния предприятия являются:
. сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период;
. обоснование используемой системы показателей и их классификация;
. определение типа финансовой устойчивости предприятия.
При этом необходимо своевременно выявить причины неустойчивого состояния предприятия и его платежеспособности, найти резервы и наметить пути его улучшения (устранения).
Оценка финансового состояния предприятия — операция неоднозначная, но вместе с тем достоверная и объективная его оценка нужна многим пользователям.
Чтобы получить ее на основе первичных документов, данных текущего учета, показателей бизнес-плана, баланса и других финансовых отчетов, то есть на основе финансовой информации, - необходимы определенные показатели, отражающие реальные и потенциальные финансовые возможности предприятия, правила и методика их оценки. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово- хозяйственной деятельности должны осуществляться, согласно достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления.
1.2.1.Финансовая отчетность предприятия – информационная
база финансового анализа.
Сбор и аналитическая обработка исходной финансовой информации зависят от того, кто является основным потребителем или пользователем финансовой отчетности фирмы (предприятия, организации), а также от преследуемых ими интересов:
. инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы) – анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы (увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия);
. кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики) - на основании финансовой информации фирмы определяют выгодность помещения в предприятие своих капиталов и вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы (целесообразность продления кредита, гарантии его возврата);
. профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данной фирмы выплачивать более высокую зарплату;
. поставщики и заказчики продукции фирмы по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
. государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности фирмы;
. население по поводу перспектив деловых контактов с фирмой;
. деловые и научные круги, изучают потенциальное место фирмы в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, и определяющие ее рейтинги.
Следовательно, все многообразие связей, в которые фирма вступает с субъектами внешней среды, базируется на финансовой информации об этой фирме, позволяющей им оценивать возможность практической реализации своих экономических интересов во взаимоотношениях с данной фирмой. Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия являются формы бухгалтерской отчетности.
В первую очередь – это бухгалтерский баланс (форма №1). Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, то есть состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном ведение хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и т.д.).
Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В РФ актив баланса состоит в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку, то есть вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы разделяется по субъектам: перед собственниками и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств.
Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером, оценить кредитоспособность предприятия как заемщика, оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие вопросы.
Данные, представленные в балансе предприятия дополняются сведениями, содержащимися в “Отчете и прибылях и убытках” (форма №2), в “Отчете о движении капитала” (форма №3), в “Отчете о движении денежных средств” (форма №4), в “Приложении к балансу” (форма №5), и наоборот.
Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.
1.2.2.Методы финансового анализа.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:
. горизонтальный анализ;
. вертикальный анализ;
. трендовый анализ;
. метод финансовых коэффициентов;
. сравнительный анализ;
. факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ — иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
. переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
. относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ — это часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10