Рефераты. Сущность и функции финансовой политики государства

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. [12,.380-383]

Исходя из механизма воздействия финансовой политики на хозяйство страны выделяют два типа финансовой политики:

недискреционная финансовая политика, с использованием встроенных стабилизаторов;

дискреционная политика, проводимая непосредственно правительством.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад. Другие типы пособий - такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, - по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике.

Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на, безусловно, полезные способности налоговой системы к стабилизации, необходимо целенаправленное влияние правительства на экономическую ситуацию, так как:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения препятствуют пассивным действиям правительства.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Основными орудиями такой политики являются:

общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

социальные программы;

правительственные закупки;

государственные инвестиции;

изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

управление налоговым гнетом. [11, c.216-221]

Можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие - безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, - правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. [9, c.15-18]

Сущность фискальной политики заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. Выделим главные принципы фискальной политики:

а) _Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

д) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

е) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

ж) _Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

Дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков: политические трудности, связанные с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом. [7, c. 200-213]

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с трудностями, которые постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

Для того, чтобы определить эффективность финансовой политики в России, в третьей части нашей курсовой работы представлены тенденции реализации финансовой политики современной России, выявленные посредством анализа.


3. Современные тенденции реализации финансовой политики России


Анализ основных тенденций финансовой политики позволяет выделить следующие ее стратегические направления в современной России.

Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня, а также обеспечение экономического роста.

Повышение эффективности финансового регулирования: внутренняя дисциплина, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.

Встраивание финансовой системы России в международную финансовую систему. Обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента. Также необходимо укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач - превращение рубля в сильную валюту.

Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.).

Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. Например, ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.