Рефераты. Сущность государственного бюджета

Сущность государственного бюджета

Тема: Сущность государственного бюджета

Содержание


Введение

1. Государственный бюджет

1.1 Бюджетное планирование

1.2 Становление бюджета и развитие бюджетного права

2. Перспективы социального права в бюджетной политики 2006 года

2.1 Приоритеты и неопределенность социальной концепции федерального бюджета

2.2 Эволюция бюджета

2.3 Концепции реформирования бюджетного процесса

3. Перспективы государственного бюджета

3.1 Бюджетная трехлетка (2006-08) г.

3.2 Рыночные отношения и экономический рост

3.3 Проявление недостатка бюджетного финансирования

3.4 Задачи обеспечения финансовой стабильности

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Центральное место в системе финансовых планов государства занимает бюджет. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Эти отношения складываются между государством, предприятиями и населением. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода.

Бюджет - слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин Англии в XVI - XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседаний канцлер казначейства открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета. Позже название портфеля перенесено па документ. С конца ХVII века бюджетом стал называться, и тот документ, который заключал в себе утвержденный парламентом план, доходов и расходов государства.


1. Государственный бюджет


1.1 Бюджетное планирование


История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является инструментом, присущим государству на всех стадиях его развития. Первые государства не имели бюджета, но в государствах собирали доходы и производили расходы, т.е. существовала определенная основанная на юридических нормах система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и извлекает необходимые средства, а когда оно свою деятельность ставит на плановую основу, т е. составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Перемены в XVIII - XIX вв. вызвали сильное напряжение в финансовой сфере и повлекли коренные изменения в государственном хозяйстве. Отличительным признаком этого периода явилось быстрое увеличение госбюджета и долгов. В этих условиях по аналогии с частным хозяйством возник вопрос о планомерной деятельности. Средством достижения этой планомерности явился госбюджет, нашедший свое цифровое выражение в росписи доходов и расходов.

Как любой план, госбюджет должен составляться на определенный период название финансового года или периода. Периодом называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В начале XX в. в большинстве стран финансовый год совпадал с календарным, но финансовая наука рекомендует начинать финансовый год позже января.

Отличие финансового года от календарного, объясняется попыткой приспособить начало бюджетного периода ко времени наибольшей платежеспособности тех групп населения и отраслей народного хозяйства, за счет которых осуществляются наибольшие поступления в бюджет. В связи с этим государства стали переносить начало финансовою года на 1 апреля или 1 июня.

Так, в США финансовый год начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября; в Швеции - 1 июля; в Японии - 1 апреля. В России финансовый год начинается 1 января.


1.2 Становление бюджета и развитие бюджетного права


Становление бюджета связано с правом, что нашло свое выражение в развитии бюджетного права, которое определяет совокупность всех законов, регламентирующих порядок составления, рассмотрения и исполнения бюджета. Бюджетное право определяет, кто должен составлять проект бюджета, кто окончательно сводит его как единое целое, какие учреждения принимают участие в утверждении, кто обсуждает и в каком порядке. По сути это является вопросом о разграничении функций законодательной и исполнительной власти в области финансов.

Правительство разрабатывает бюджет, а парламент его утверждает. Бюджет выступай как норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов. Вотирование бюджета (голосовать или принимать решение путем подачи голосов) и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа. По своей природе бюджет - это политический акт, план управления на будущий период, предложенный исполнительной властью та одобрение парламента; это орудие борьбы с исполнительной властью.

В период господства натурального хозяйства в большинстве государств составлялось несколько финансовых планов. Государство удовлетворяло свои потребности при помощи натуральных повинностей. Это обусловливало административно-финансовую децентрализацию. Государственная финансовая деятельность сосредоточивалась в руках местных органов, которые определяли размер повинностей, распределяли их бремя и расходование государственных средств. Множество финансовых планов были организованы в две системы - территориальные планы и планы по источникам государственных доходов.

При территориальной системе каждая область имела самостоятельное финансовое управление, свою роспись доходов и расходов, которые сбалансировались отдельно по областям; при этом в одних областях могли образоваться излишки, а в других - дефициты и расстройства финансовых отношений. При составлении финансовых планов по источникам доходов исчислялись росписи различных монополий и других доходных источников. Каждой отраслью доходов руководило особое управление, а для каждой потребности отводился особый источник государственных доходов.

Центральное место в системе финансовых планов государства занимает бюджет. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Эти отношения складываются между государством, предприятиями и населением. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода.

На стадии первичного распределения происходит концентрация определенной массы прибавочного продукта в централизованном фонде в виде НДС и других косвенных налогов. В процессе вторичного перераспределения посредством бюджетных отношений часть доходов предприятий изымается и направляется в централизованный фонд с целью перераспределения для удовлетворения общественных потребностей.

Формы проявления перераспределительных бюджетных отношений - это различные виды платежей, налогов и сборов. Бюджетные отношения имеют соответствующее материальное воплощение. Материально-вещественной формой их проявления, выступает централизованный фонд денежных ресурсов государства. Объем этого фонда значительно превышает размеры других денежных фондов, образуемых в народном хозяйстве.

Центральное место бюджета в системе финансовых планов определяется рядом факторов. Во-первых, в государственном бюджете концентрируются основные государственные доходы, и происходит финансирование основных государственных расходов: во-вторых, составление и исполнение государственного бюджета тесно связано с составлением и исполнением других финансовых планов, причем с помощью бюджета может осуществляться их сбалансирование; в-третьих, государственный бюджет является основным источником финансирования внешнеэкономической деятельности.

Госбюджет - это система денежных отношений, возникающих между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, с другой стороны, по формированию и использованию централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения потребностей общества.


2. Перспективы социальной политики в бюджете 2006 года


2.1 Приоритеты социальной сферы и неопределенность социальной концепции федерального бюджета 2006 года


26 августа текущего года правительство Российской Федерации на основе положений ежегодного Послания президента РФ Федеральному собранию подготовило и внесло в установленном порядке в парламент проект федерального бюджета на 2006 г.

5 сентября 2005 г. президент Российской Федерации на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета обсудил вопрос «создания новых механизмов» для повышения качества жизни граждан России.

Сформулированные на этой встрече президентом России цели позволяют по-новому оценить как бюджет на 2006 г., так и в целом перспективы социальной политики на среднесрочный период.

Приоритеты социальной сферы и неопределенность социальной концепции федерального бюджета 2006 г.

Как показывает мировой опыт, стратегические приоритеты государства в социальной сфере находят свое финансовое и во многом идеологическое воплощение в государственном бюджете. Анализ государственных бюджетов стран с развитой социальной составляющей позволяет получить ответ не только на вопрос о модели реализации приоритетов государства в социальной сфере, но и намеченных промежуточных результатах, а также о долгосрочных целях социальной политики.

Бюджеты современной России, как прошлых лет, так и на 2006 г., не позволяют получить однозначный ответ на вопрос, какая модель участия государства в социальной сфере реализуется в России и существует ли такая модель в принципе.

Главная причина, на наш взгляд, следующая. До настоящего времени в Российской Федерации концептуально не решен вопрос о переделе вариативности трактовок конституционных социальных гарантий. С 1993 г. и по настоящее время обществу были предложены различные подходы государства к реализации социальных гарантий, базирующиеся на законодательстве, которое признается не противоречащим Конституции России.


2.2 Эволюция бюджета


Напомним, что вначале реализовывалась модель льготного обеспечения (как правило, в натуральной форме), по своим правовым и финансовым объемам во многом превосходившая советскую. Созданная конструкция оказалась финансово непосильной для государственного бюджета, что привело к появлению финансово не обеспеченных социальных гарантий в той форме, как они виделись в 90-е годы.

С 2005 г. и на период до 2008 г. обществу, опять-таки в рамках конституционных социальных гарантий, предложены контуры модели социальной политики, направленной на пересмотр обязательств государства перед населением в строку их уменьшения и максимальной «монетизации» положительные и негативные аспекты которой уже получили довольно подробное освещение.

Указанный эволюционный процесс в 1993-2005 гг. происходил на фоне по сути своей не меняющихся социальных приоритетов (рост благосостояния населения, здравоохранения, образования и решение жилищного вопроса), но при этом в отсутствие внятной модели участия государства в социальной сфере.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.