Рефераты. Сущность, функции и значение финансов организации. Фонды денежных средств организаций и их предназначение

Факторы, влияющие на величину прибыли

Наибольшее распространение в отечественной практике получила конечная цель бизнеса - максимизация прибыли. Определенную роль в этом сыграла нацеленность любого бизнеса прежде всего на достижение высоких показателей прибыли и рентабельности. Кроме того, эти показатели понятны и привычны менеджерам любого уровня; они легко рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета.

Впервые в качестве стратегической цели максимизация прибыли была выдвинута в 1838 г. известным французским ученым Анри Курно, который сформулировал ее первоначально только для монополии. Позже западные ученые распространили эту теорию и на другие типы конкурентного рынка. Между тем цель бизнеса, сформулированная таким образом, крайне противоречива. Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие предприятия не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на акции. Во многом это объясняется тем, что максимизация прибыли в краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Среднее или крупное предприятие проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли, для того чтобы получить большие прибыли в будущее. Для этого ему необходимо закрепиться в определенной нише рынка, по возможности расширить ее, постоянно обновляя ос и увеличивая оборотные. Все это несовместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной прибыли.

В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

1. Объем продаж - При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

2. Рост цен - В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

3. Снижение себестоимости - Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов.

4. Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции - Прибыль в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции.

Общая характеристика налогов уплачиваемых предприятием


Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-ого ведения или оперативного управления ден-ых ср-тв в целях обеспечения деятельности госу-1рства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата кот-ого яв-ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госуд-ми органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр-ски значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Каждое лицо (юр. и физ.) должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, кот-ые не могут иметь дискриминационный хар-ер.

В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными явл-ся налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными - обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными - обязательные к уплате на территориях соответст-их муниципальных образований.

Федеральные налоги и сборы. К ним относятся следующие налоги и сборы:1) налог на ндс

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;3) налог на прибыль (доход) организаций;4) налог на доходы от капитала;5) ндфл ;6) единый соц. налог;

7) государственная пошлина;8) таможенная пошлина и таможенные сборы;9) налог на пользование недрами;12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;13) лесной налог;14) водный налог; Региональные налоги и сборы. В соответствии с частью первой НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:1) налог на имущество организаций 2) налог на недвижимость;3) дорожный налог;4) транспортный налог;5) налог с продаж;6) налог на игорный бизнес;7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество предприятий, налога на имущество физ. лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы. К ним в соотв-вии с частью первой НК РФ относятся следующие налоги и сборы:1) Земельный налог;2) налог на имущество физ. лиц;3) налог на рекламу;4) налог на наследование и дарение;5) местные лицензионные сборы.

Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании


В отличие от прибыли орг-ции показывающей эффект предприн-ой деятел-ти, рентабель-ность характ-ет эффект-сть этой деятельности. Рентабельность - относительный показатель, отража-ющий степень доход-ти предп-ия. В рыночной эко-номике сущ-ет система показателей рентабель-ности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. – Р всей реализованной продукции опр-ся как: 1) % отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию; 2) % отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию. – Р отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной с/с и опред-ся как % отношение цены реали-зации ед-ы продукции за вычетом ее полной с/с к полной с/с ед-цы продукции. Эти показатели отражают эффект-ть затрат орг-ции. - Р продаж можно опреде-лить как: 1)% отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; 2) % от-ношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 3) % отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают пред-ставление об эффект-ти ценовой политики организации. - Р производственных активов определяется как: 1) % отношение валовой прибыли к сумме произв-ых активов; 2) % отношение чистой прибыли к сумме произв-ых активов. Эти показатели характ-уют степень отдачи от вложенных в производство активов. Р-ность вложений определяется как: 1) % отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу; 2) % отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу; 3) % отношение выручки от реализации продук-ции к стоимости имущества по балансу; 4) % отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по ба-лансу организации, отражающее рентабельность собст-венного капитала; 5) % отношение доходов от долго-временных к общему обьему долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений. Показатели рентабельности являются индикаторами конкурентоспособности предприятия.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции


Осно-й целью планирования с/с яв-ся выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек произв-ва и ув-ие внутрихоз-ных накоплений. Планы по с/с должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Плановая с/с определяется путем технико – экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от хар-ра производства применяется ряд показателей, характеризующих с/с продукции. Исходя из определения переменных затрат, их сумма рассчитывается на основании норм расхода материальных и трудовых ресурсов на ед. изделия. Переем-ые затраты рассч-ся: - на основе прямого счета;- с использованием факт. данных за истекший период о с/с продукции.Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле: Зр= Онп + С тп – О кп, где Зр затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости; О нп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало периода; О кп - остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на конец планового периода; С тп- плановая полная себестоимость товарного выпуска .При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска, т.е. уровень производственной активности явл-ся важнейшим фактором, оказывающим влияние на с/с ед. продукции. При неизменности постоянных затрат в зависимости от объема выпуска продукции может быть получен разный финансовый результат. Учитывая что уровень постоянных затрат на единицу изделия значительно меняется от объемов производства, необходимо определить минимальный объем выпускаемой продукции (порог рентабельности), при котором предприятие покрывает постоянные затраты и не имеет убытка. Порог рентабельности рассчитывается по формуле:Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке Постоянные затраты могут меняться под воздействием многих факторов. Изменения могут происходить под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценка основных фондов, изменения норм амортизационных изменений. Большое значение для предприятия имеет рациональное планирование производственных запасов. Это связано с необходимостью обеспечения ритмичного производства. В тоже время создавать большие запасы не имеет смысла в силу того, что средства, вложенные в них, будут выведены из оборота.

Определение потребности в оборотных средствах

Эффек-ть деятел-ти предпр-ия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных сред-ах. Оптимальная обеспеченность обор-ми сред-ми ведет к минимизации затрат, улучшению фин-ых результатов, к ритмичности и слаженности работы предп-тия. Конкретные размеры обор-ых ср-тв опред-ся текущей потребностью и зависят от: хар-ра и сложности произв-ва; длительности производ-ого цикла; темпов роста произв-ва, изменений объемов и условий сбыта продукции; фин-ых возможностей предп-ия; периодичности и сроков поступления платежей и т.п. По степени планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемыми явл-ся обор-ные производ-ные фонды и остатки нереализованной ГП на складе предприятия. К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения: товары отгруженные, ден-ные ср-ва и средства в расчетах. Управление ненормируемыми элементами оборотных средств, воздействие на их величину предприятие осуществляет через систему кредитования и расчетов. Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности предприятия и явл-ся объектом внутрифирменного планирования, одним из ключевых направлений управления формированием и использованием оборотного капитала. Потребность в оборотных средствах предприятия определятся на основе плановой сметы затрат на производство продукции и производственного плана предприятия. Существует несколько методов расчета нормативов оборотных средств: метод прямого счета, аналитический и коэффициентный методы. Метод прямого счета является наиболее точным, обоснованным, но довольно трудоемким. Он основан на определении научно обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств. Аналитический (опытно-статистический) метод предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Данный метод предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных средств. Коэффициентный метод основан на определении нового норматива оборотных средств на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Цели и виды фин. анализа организации

Анализ фин. состояния предп-ия явл-ся важнейшим условиям успешного управления финансами. К основным направлениям анализа фин. Сост-ия предп-ия относятся: анализ качества активов; анализ качества пассивов; соответствие структуры управления совершаемым операциям; обоснованность затрат и расходов; обоснованность отражения доходов; анализ прибыльности отдельных видов деятельности; распределение прибыли; использование фондов и другие. Анализ фин. состояния предп-тия основан на расчете следующих показателей: показатели фин. устойчивости (коэффициент независимости, удельный вес заемных средств, соотношение собственных и заемных средств, удельный вес дебиторской задолженности, удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств); показатели платежеспособности (коэффициент абсолютной ликвидности, общий коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей); показатели деловой активности (общий коэффициент оборачиваемости, оборачиваемость запасов, оборачиваемость собственных средств, производительность). Анализ финансового состояния предприятия целесообразно выполнять по этапам. Он включает последовательное проведение анализа: показателей платежеспособности (ликвидности), финансовой устойчивости, деловой активности; кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса. На 1ом этапе проводится общий анализ фин. состояния предприятия на основании экспресс-анализа баланса предприятия. Сначала сравнивается итог баланса на начало и конец года, а затем производится структурный анализ баланса предприятия. Если итог баланса растет, то финансовое состояние оценивается положительно. Далее, определяют характер изменения отдельных статей баланса. Положительно характеризует финансовое состояние предприятия увеличение в активе баланса остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, нематериальных активов и производственных запасов. К положительным характеристикам финансового состояния по пассиву относятся: увеличение суммы прибыли, доходов будущих периодов, фондов накопления и целевого финансирования, к отрицательным - увеличение дебиторской задолженности в пассиве. На 2 ом этапе выполняются расчеты базовых коэффициентов, характеризующих фин.состояние предприятия, их анализ и оценка.

Бизнес-план

Документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы и является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. С позиции экономической теории бизнес – план выполняет следующие функции:1. Возможность использования бизнес- плана для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса; 2. Планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров в случае реализации бизнес-плана; 3. Привлечение займов и кредитов. Чтобы застраховать себя от вполне возможного не возврата предоставляемых кредитов; 4. Рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты. Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления. Прежде чем приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определить направления развития своего дела; разработать стратегические цели, сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке.

Формирование уставного капитала

УК - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в общее имущество при создании юр. лица, для обеспечения его деятельности в размерах, опред-ых учредительными документами. УК и фактическая задолженность участников (собственников) по вкладам в УК учитывается и отражается в отчетности развернутого по отдельным статьям П и А-ва бух. баланса. Законодательством РФ установлены минимально допустимые размеры УК в зависимости от вида юр. лица. Источники формирования УК и правила распределения прибыли организации зависят от ее формы собственности и организационно-правовой формы: а) складочный капитал полных товариществ и товариществ на вере создается за счет вкладов участников, прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале (если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников); б) УК обществ с ограниченной ответственностью и обществ с доп.ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников (УК определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, размер УК общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью – 100 МРОТ), решение о распределении прибыли принимается на общем собрании участников общества; в) УК акционерных обществ разделен на определенное число акций (УК общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах – для ОАО 1000 МРОТ, для ЗАО 100 МРОТ), решение о распределении прибыли принимается на общем собрании акционеров; г) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть не менее 5000 МРОТ, а для унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, уставный фонд не формируется), часть прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет.

Др. важным видом взаимоотношений яв-ся кредитование. Оно осуществляется на коммерческой основе при соблюдении ряда принципов: Возвратности и возмездности Срочности и платности

В кредитном договоре оговариваются суммы выдаваемых ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, процентные ставки, другие выплаты за кредит.

Новые виды услуг:Факторинг. Торгово-комиссионная операция, которая производится с целью ускорения получения предприятием поставщиком платежа. Поставщик уступает банку право требования платежа по платежным документам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы, а остальная часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя. Форфейтинг. Отказ от прав. Представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых требований, т.е. продавцом выступает экспортер, а банк в качестве покупателя долга, а банк в качестве покупателя долга берет на себя коммерческие риски, связанные с возможной неплатежеспособностью импортера. Трастовые (доверительные) операции. Проводятся банками от имени и по поручению клиентов, за их счет и в их пользу. Это операции по управлению портфелем инвестиций клиентов, а также по управлению имуществом своего клиента.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.