Рефераты. Сущность денежного рынка современной России и его регулирование

При этом количество денег в обращении увеличилось со 180 млн. руб. до 224 млн. руб. Таким образом, 64 млн. руб.— это деньги, созданные 2-м банком. Суммируя рассмотренные выше перемещения, получаем:


Вклады, млн, руб.

Резервы, млн, руб.

Займы, млн, руб.

Добавлено в денежное предложение, млн, руб.

100


Всего

20

16

80

64

80

64

244

Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального кредита не станет равна нулю. Таким образом, общая сумма «банковских денег»

М = 100 + 80 + 64 + ... = 100[1 + 8/10 + (8/10)2 + ...] = 100

Отношение 1/г = к (г — норма резервирования) называется депозитным мультипликатором, или мультипликатором денежного предложения. В рассматриваемом примере депозитный мультипликатор равен пяти (1/0,2): это означает, что каждый вложенный в банк рубль создает пять «банковских» рублей.

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно:



где г — норма обязательных банковских резервов; D — первоначальный вклад; 1/г — депозитный мультипликатор.

Процесс создания банками денег следует рассматривать, конечно, как идеальную, абстрактную схему, действующую при условии, что все экономические субъекты все полученные по сделкам деньги относят в банк, никто не изымает свои вклады, а банки строго придерживаются нормы обязательного резервирования.

В действительности эти предпосылки вряд ли правомерны: реальная способность банков создавать деньги зависит не только от нормы обязательных резервов, но и от поведения населения, от его доверия к банкам (в США, например, 1/3 денежной массы приходится на наличные деньги, а 2/3 — на банковские депозиты). В этом случае может быть использован денежный мультипликатор вида


где d характеризует отношение объема наличных денег к объему депозитов (коэффициент депонирования).

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины (объема) денежной базы и денежного мультипликатора. Центральный банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.[5]

Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Для упрощения модели можно предположить, что продолжение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне М. Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне М/Р и на графике представлено вертикальной прямой:



Пересечение функций спроса и предложения определит состояние равновесия на денежном рынке. Механизмом, обеспечивающим это равновесие, являются колебания ставки процента.

Подвижная процентная ставка (i) удерживает в равновесии денежный рынок (рис. 4).

Допустим, что процентная ставка по каким-либо причинам оказалась выше равновесного уровня (i1 > iE), что означает рост альтернативной стоимости хранения денег. Спрос на наличные деньги в этом случае упадет до М1/Р1 (движение по кривой). Станут более привлекательными срочные вклады, облигации, акции и другие альтернативные финансовые активы. Избыток спроса на ценные бумаги, например облигации, вызовет повышение их курсовой стоимости, а следовательно, снижение процента их реальной доходности. В свою очередь наплыв «излишних» денег во вклады сделает их менее привлекательными для тех, кто аккумулирует деньги, что подтолкнет последних к снижению процентных ставок по срочным депозитам. В результате увеличится спрос на наличные деньги, облигации начнут активно продавать, а срочные депозиты переводить в текущие. Все это будет продолжаться до тех пор, пока спрос и предложение денег не уравновесятся на исходном уровне процентной ставки.


Рис. 4. Равновесие денежного рынка


В обратной ситуации, при понижении процентной ставки ниже равновесного уровня (i2 < iЕ), альтернативная стоимость хранения денег уменьшится, следовательно, возрастет спрос на наличные деньги (до М2/Р2), которых будет не хватать. Население и фирмы начнут распродавать свои альтернативные наличным деньгам активы (облигации, акции, векселя и т. п.) и одновременно стараться закрыть срочные депозиты или преобразовать их в текущие счета. Чтобы противодействовать этому, банки начнут предлагать более высокий процент по срочным вкладам. Избыток на рынке облигаций вызовет снижение их курсовой стоимости и рост доходности. Возникнет обратная «волна», которая завершится восстановлением равновесия на прежнем уровне ставки процента. Неравновесие на денежном рынке может возникнуть и по другим причинам — вследствие изменений в спросе и предложении денег. Графически это выразится в сдвиге кривых LD и LS.[6]

Денежный и товарный рынки в экономике тесно взаимодействуют. Это значит, что проводя целенаправленную денежную (монетарную) политику (изменяя, например, денежное предложение), государство в лице правительства имеет возможность оказывать косвенное воздействие как на денежный, так и на товарный рынок.


3. Регулирование денежного рынка

 

3.1 Операции на открытом рынке


Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, т. е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Одной из функций Центрального банка является купля-продажа ценных бумаг, которые считаются одним из самых надежных видов финансовых активов. Основными контрагентами Центрального банка при осуществлении этих операций являются коммерческие банки. Центральный банк, таким образом, получает возможность оказывать активное воздействие на ресурсы, которыми располагают коммерческие банки.

Действительно, если в проведении учетной политики роль Центрального банка относительно пассивна (решение о том, идти ли на учет всех векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, принимают коммерческие банки), то, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке (например, на бирже), Центральный банк может очень эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. К тому же операции на открытом рынке ценных бумаг — по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным «правилам игры». Центральный банк, участвуя в торгах, является при этом полноправным и равноправным агентом рынка, таким же, как и все другие его участники. Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики.

В период высокой конъюнктуры Центральный банк навязывает коммерческим банкам покупку государственных ценных бумаг. Такая операция существенно сужает возможности коммерческих банков в предоставлении ими кредитов, тем самым уменьшая объем денежной массы, находящейся в обращении. Во время экономического спада Центральным банком производится обратная операция.

Уяснив действие механизма регулирования объема денежной массы с помощью операций на открытом рынке, зададимся вопросом: почему коммерческие банки (и население) соглашаются на покупку и продажу государственных ценных бумаг? Дело в том, что если Центральный банк продает государственные ценные бумаги (например, облигации), их предложение превышает спрос и, следовательно, понижаются цены этих ценных бумаг. Тем самым повышается привлекательность покупки государственных ценных бумаг. Если Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цен. А значит, у населения появляется стимул к продаже принадлежащих ему государственных ценных бумаг. Так, если Центральный банк продает государственные ценные бумаги, то облигация с номиналом 100 долл. с 10 % годовых может стоить, например, 80 долл. Процент по ней составит 10 долл., что обеспечит покупателю доход в 12,5 % (10/80 х 100). Когда Центральный банк начинает скупать ценные бумаги, спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается (например, до 125 долл.), а доходность падает до 8 % (10/125 х 100). В этих условиях держатели облигаций предпочтут продать их государству и получить соответствующую курсовую разницу.

Операции на открытом рынке — наиболее широко используемый метод регулирования объема денежной массы в странах с развитой, стабильно функционирующей экономикой, имеющих к тому же достаточно емкий и надежный рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада). Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы Регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен достаточно точный расчет — всегда четко определяется, сколько государственных облигаций нужно продать или, наоборот, сколько скупить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами Центрального банка, и обычно именно потому, что вкладывают большие средства в покупку государственных облигаций. Поэтому чаще всего она выполняет больше информационную функцию, чем стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено в этих странах также и использование нормы резервирования. Связано это с тем, что средства, находящиеся в резерве, не приносят процента, по сути дела оставаясь мертвым капиталом. И увеличение объемов такого капитала нежелательно, вообще говоря, ни коммерческим банкам, ни обществу в целом.[7] Отметим, что в кредитной политике России практика проведения подобного рода операций пока находится в зародышевом состоянии.


3.2 Дисконтная политика


Государственный Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под определенный, одинаковый для всех процент, который называют учетной (дисконтной) ставкой. Получение таких кредитов (ссуд) называют заимствованием в учетном (дисконтном) окне. Совершенно очевидно, что процентные ставки, которые будут устанавливать коммерческие банки своим клиентам, должны быть по крайней мере не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем учетная ставка Центрального банка.

Центральный банк вправе в любое время изменить учетную ставку, повысив или понизив ее. Манипулирование официальной учетной ставкой и есть тот рычаг, с помощью которого Центральный банк регулирует спрос и предложение на рынке капиталов.

Если государство решает повысить учетную ставку для кредитов коммерческим банкам, те также будут вынуждены повышать свои процентные ставки. Это означает, что кредиты становятся более дорогими, как следствие — уменьшается объем кредитования, и в итоге денежная масса в обращении уменьшается. Таким образом, гасится стремление фирм к новым инвестициям, свертывается деловая активность бизнеса. И наоборот, если государство снижает процент платы за кредиты, коммерческие банки получают возможность сделать более дешевыми кредиты для предприятий (фирм) и населения, а значит, денежная масса в обращении увеличивается. В результате увеличивается объем покупок акций, производственного оборудования, разворачивается строительство новых производств и т. д.

Регулирование объема денежной массы с помощью учетной ставки во многих странах (в частности, и в России) является одним из основных (главных) инструментов предложения денег.


3.3 Управление резервами


Средства, которые находятся в распоряжении любого коммерческого банка, делятся, как уже отмечалось, на две части: 1) деньги, которые банк может выдавать в виде кредитов; 2) резервы банка, хранящиеся в Центральном банке и устанавливаемые им в виде процента (нормы) от располагаемого объема средств.

Регулирование обязательных резервов имеет двойное значение: с одной стороны, гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой — выступает как важный инструмент денежно-кредитной политики Центрального банка. Влияние изменения нормы резервирования на объем денежной массы, находящейся в обращении, схематично представлено на рис. 5. Таким образом, Центральный банк получает возможность влиять на коммерческие банки с точки зрения увеличения или уменьшения размера платежных средств в экономике страны.


Рис. 5. Норма резервирования и объем денежной массы


Необходимо отметить, что к практике регулирования нормы обязательного резервирования центральные банки развитых стран прибегают, как правило, очень редко, примерно один раз в несколько лет. Это осуществляется при возникновении экстремальных ситуаций в рыночной системе, когда другие инструменты денежно-кредитного регулирования не могут приостановить нарастание деструктивных явлений и процессов.[8]

В России система минимальных резервов введена в 1990 г. (а последний ее вариант — в 1995 г.). Норма резервов в настоящее время составляет 15—20% (в зависимости от видов вкладов). К сожалению, система излишне жесткая, потому что не подкреплена другими эффективно действующими кредитными регуляторами и поэтому явственно обнаруживает свою нерыночную природу. Одну из основных задач российская система резервирования, увы, не выполняет: стабильности в работе коммерческих банков она не прибавила и, скорее, рассчитана лишь на страхование всей банковской системы в целом.

Заключение


Деньги, помимо таких основных функций как средство платежей за товары и услуги, измеритель монетарных показателей и инструмент для накопления средств, являются также рыночным товаром, который продается и покупается таким же образом, как и другие объекты рыночной торговли. Однако, учитывая особенности денег как товара, вполне правомерно рассматривать денежный рынок как самостоятельный сегмент рыночной экономики.

Определяющими факторами фунционирования этого рынка являются спрос и предложение денежных ресурсов, а также рычаги, с помощью которых государство и Центральный банк РФ регулируют процессы, происходящие на денежном рынке.

Деньги, являясь товаром особого рода, выполняют ряд макроэкономических функций, приобретают силу, определяемую уровнем развития национального хозяйства. Деньги как феномен экономики развиваются вместе с ней, расширяя круг своих материальных носителей, изменяя роль и место отдельных видов денег в зависимости от потребностей рынка. Ведущая роль в современном рынке принадлежит кредитным деньгам, однако основой их нормального функционирования по-прежнему остается налично-денежное обращение.

Денежное обращение регулируется государством, но вместе с тем имеет относительную свободу, воздействуя через свои внутренние закономерности на состав и качество денежных агрегатов. Денежные агрегаты испытывают влияние различных концепций денег и составляют основу для моделирования денежного рынка. Модели денежного рынка раскрывают основные факторы, определяющие способы рационального регулирования количества и структуры денежной массы. Результат такого регулирования — установление на денежном рынке равновесия определенного качества между совокупным предложением денег и совокупным спросом на деньги.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, т. е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Список использованной литературы


1.                 Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. — М.: Изд-во МГУ, 2001.

2.                 Матвеева Т. Ю. Основы экономической теории. — М.: Дрофа, 2003. — 448 с.

3.                 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика.— М: Высш. шк., 2001.— 399 с.

4.                 Шишов А.Л. Макроэкономика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1997. – 320 с.

5.                 Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камоева. – М.: Гуманитарный изд.центр «Владос», 2004. – 592 с.

6.                 Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 1999. – 399 с.


[1] Экономическая теория / По ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 1999. – 399 с.

[2] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. — М: Высш. шк., 2001.— 399 с.

[3] Матвеева Т. Ю. Основы экономической теории. — М.: Дрофа, 2003. — 448 с.

[4] Агапова Т. А., Серегина С. Ф.   Макроэкономика.  — М.: Изд-во МГУ, 2001.

[5] Михайлушкин А.И. Экономика. С.282-284.

[6] Экономическая теория / По ред. И.П. Николаевой. С.305-306.

[7] Михайлушкин А.И. Экономика. С.291-292.

[8] Шишов А.Л. Макроэкономика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1997. – 320 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.