Рефераты. Структура налоговых и финансовых органов Российской Федерации

Итак, мы рассмотрели характерные признаки системы, которые отражают ее сущность и принцип построения. Далее необходимо рассмотреть структуру системы и ее элементов. Как было указано выше, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506[6] главным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба (ФНС России). Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таковыми в нисходящем по вертикали порядке построения являются:

- Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;

- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;

- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;

- Федеральная налоговая служба межрайонного уровня и инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления.

Данная структура системы определена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"[7]. В документе досконально расписаны права и обязанности всех перечисленных инспекций, а также управлений по субъектам РФ.

Каждый орган системы налоговых органов находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтролен, за исключением Федеральной налоговой службы межрайонного уровня и инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, который находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна сразу двум вышестоящим органам: ФНС России и Управлению.

К компетенции рядовых инспекций Минфин относит непосредственный контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета полученных доходов, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помимо этого инспекции на местах регистрируют договоры коммерческой концессии, ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят налоговые проверки и занимаются взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций.

На Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации согласно Приказа возложены обязанности контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства.[8] К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве. В их задачи входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. Помимо этого УФНС обязаны вести прием налогоплательщиков и отвечать на каждый поступивший запрос.

В структуру налоговой службы входят две специальные межрегиональные инспекции: по крупнейшим налогоплательщикам и по централизованной обработке данных.

Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет.

В ее функции, как и прежде, входят полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование, возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.

Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных должна осуществлять автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Эта инспекция отвечает за прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности, получаемой от налоговых органов и налогоплательщиков, проводит их автоматизированную обработку. Соответственно, к ее компетенции отнесено ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестров лицензий, разрешений, свидетельств, архивное хранение ресурсов на основе электронных хранилищ данных и бумажных носителей. На основании имеющихся данных инспекция должна осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу не ведет налогового администрирования налогоплательщиков. Его сфера - координация и контроль деятельности территориальных налоговых органов и межведомственная координация в определенных предметных областях, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.

Так, она принимает участие по согласованию с ФНС России в проверках, организуемых полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе, организует взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности, проводит выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС России, проводит анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем, выполняет ряд других полномочий.

Как мы видим, этому налоговому органу предоставлено право на проведение так называемых контрольных проверок, когда региональное управление повторно проверяет налогоплательщика, оценивая работу нижестоящей инспекции. Безусловно, что штрафовать налогоплательщика за нарушения, обнаруженные в ходе таких мероприятий, недопустимо, однако, по мнению налогового законодателя, легальным результатом таких мероприятий может стать доначисление недоимки и пеней. Как справедливо указывает О.В. Борисова, такие действия налогового органа неконституционны, нарушают целый спектр прав налогоплательщиков, гарантированных Конституцией РФ. По ее мнению, с которым мы соглашаемся, в перспективе этот вопрос может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Существование в современном законодательстве о налогах и сборах подобных тривиальных норм свидетельствует о необходимости построения ясной схемы налогового процесса в русле соответствия принципам конституционализма[9]

В соответствии с п. 3 статьи № 30 НК РФ налоговые органы обязаны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это не что иное, как закрепление общеправового принципа законности в отрасли налогового права. Законность представляет собой достаточно абстрактную и многоплановую юридическую категорию. В правоведении под законностью понимают и общеправовой принцип, и признак общеобязательности права, и метод государственного управления, и особый режим общественной жизни, и результат правового регулирования, а также многое другое[10]

В работах по общей теории права под законностью понимается принцип права, выражающий демократический режим жизни общества и состоящий в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами правового общения и основанных на них подзаконных актов, полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего, обоснованного и эффективного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц[11]

От общего понятия законности, от общеправового принципа законности следует отличать принцип законности налогового права, который имеет свои самостоятельные правовые гарантии и, следовательно, может рассматриваться как принцип отрасли права.

Во-первых, законность можно определить как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.

На наш взгляд, в данном институте можно выделить две составляющие, обособленные по субъекту - адресату требования законности.

Первая касается сферы правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов, устанавливающих налоги и сборы. Нарушение указанных требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены.

Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и состоит в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая и государственные органы, действующего законодательства.

Поскольку, как уже отмечалось, принцип законности включает в себя требование точного исполнения закона, то следует учитывать, что одним изданием закона нельзя обеспечить необходимый правопорядок. Важно не только создать хороший закон, всесторонне учитывающий потребности общественного развития в той или иной области отношений, но и обеспечить правильное применение этого закона на практике, точное исполнение его всеми обязанными лицами. А поскольку налоговые правоотношения - это в некотором роде правоотношения, ущемляющие финансовые права граждан, то в это сфере особенно важно соблюдение закона в работе налоговых органов.


II. Права налоговых и финансовых органов


Анализируя права налоговых и финансовых органов, необходимо сказать, что соответствующая статья[12] претерпела изменения в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования - принятием Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ[13]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.