Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.
Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов.
В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.
Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.
Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста BВП периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.
Цель статистики бюджета - дать достоверную характеристику показателей бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного бюджета являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) официальные трансферты;
4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);
5) дефицит (превышение расходов над доходами);
6) профицит (превышение доходов над расходами).
Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.
Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию "доходы", чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией "расходы" как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.
Дефицит бюджета (ДБ) исчисляется как сумма доходов (Д) и полученных трансфертов (Т) за вычетом суммы расходов (Р) и чистого кредитования (Кч):
ДБ = (Д +Т) - (Р + Кч) (1)
Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).
Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит.
При статистическом изучении бюджета рассчитываются показатели структуры. Анализ структуры доходов и расходов в динамике позволяет сделать выводы о структурных сдвигах. Определение степени исполнения бюджета происходит на основе сравнения фактических показателей доходов и расходов с расчетными (плановыми) показателями.
Важным вопросом при изучении динамики бюджетных показателей является приведение рядов к сопоставимому виду. Несопоставимость возникает из-за изменения бюджетных классификаций, применяемых для группировки доходов и расходов, а так же меняющихся масштабов цен. Сопоставимость уровней ряда достигается: перегруппировкой доходов и расходов за предшествующие годы на основе действующей в данный момент классификации, использованием относительных показателей ряда динамики или пересчетом показателей бюджета с учетом индекса инфляции.
Величину и структуру доходов бюджета Амурской области представим в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ доходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.
Источники дохода
2007
2008
2009
Сумма на год в тыс. руб.
Уд. вес в % к "Всего доходов"
Сумма на год в тыс.руб.
Налоговые Доходы
Всего
9231753
55,2
10069555
55,5
13598965
56,7
В том числе:
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ
5780800
34,5
6197907
34,2
8973856
37,4
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
932252
5,6
1045071
5,8
1373273
5,7
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
296427
1,8
344386
1,9
481058
2,0
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО
1946027
11,6
2210818
12,2
2419753
10,1
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС.
276147
1,6
271138
1,5
350865
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
100
0,0
235
160
Неналоговые Доходы
7505053
44,8
8076228
44,5
10383028
43,3
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ
10300
0,1
6623
2849
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ
93210
0,6
111241
35061
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
80433
0,5
161480
0,9
147636
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА
68953
0,4
79139
41650
0,2
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1858
2700
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ
1273
700
631
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
292
1000
2543
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
1474
1500
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
31053
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
7249118
7681634
42,3
10148458
ВСЕГО ДОХОДОВ
16736806
100,0
18145783
23981993
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5