Особым видом налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи. Основанием для такого кредита является:
во-первых, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; во-вторых, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых технологий;
в-третьих, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление его особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут быть больше 50 % размера соответствующих платежей. Размер кредита не должен превышать 30 % стоимости оборудования.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы. Договор предусматривает порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения кредита. [3,с. 127]
Кроме рассмотренных общих льгот, по каждому конкретному налогу устанавливаются специальные преференции, которые снижают налоговую базу и, следовательно, оклад налога.
В связи с большим разнообразием налоговых льгот по конкретным налогам, которые не только сокращают налоговые поступления, но значительно осложняют расчеты налоговой базы, Российское государство уменьшает их количество. Особенно это касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС.
Государство не только поощряет предпринимателей и физических лиц налоговыми льготами, но и применяет финансовые санкции к тем, кто нарушает налоговое законодательство.
Налоговые санкции — это мера ответственности за нарушение налогового законодательства, за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов).
Налоговые санкции призваны:
во-первых, противостоять получению дополнительных доходов налогоплательщиками путем необоснованного повышения цен на свою продукцию;
во-вторых, исключить нарушения в исчислении размеров налогов, а также необоснованного получения налоговых льгот; в-третьих, препятствовать получению различных преимуществ ввиду монопольного положения на рынке; в-четвертых, не допускать извлечения дополнительного дохода за счет спекулятивных операций с ценными бумагами;
в-пятых, обеспечить своевременную и полную уплату налогов в бюджет.
В НК РФ содержится следующее определение: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (106 ст.).
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться организации, а также физические лица. Отдельно выделены нарушения, совершенные налоговыми агентами.
Различают налоговое правонарушение: умышленное или
по неосторожности.
Правонарушение считается умышленным, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий или бездействий.
Правонарушение считается неосторожным, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно было и
могло это осознать.
В Налоговом кодексе предусматриваются обстоятельства, при которых лицо, совершившее налоговое правонарушение, не привлекается к ответственности:
- отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
- лицо, совершившее правонарушение, не достигло к моменту совершения деяния 16 лет;
- истечение срока исковой давности (3 года со дня совершения).
Кроме того, устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, какими признаются:
а) стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств;
правонарушение совершено под влиянием угрозы или принуждения в силу материальной, служебной или иной зависимости;
б) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими.
Основные группы правонарушений, ответственность за которые регламентируется НК РФ:
• действия налогоплательщиков, препятствующие осуществлению налогового контроля (непосредственно связанные с уплатой налогов и взносов);
• действия налогоплательщиков, нарушающие порядок уплаты налогов (напрямую связанные с уплатой налогов и взносов);
• нарушение требований налогового законодательства со стороны банков.
При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент платят пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дне уплаты налога или сбора.
Размер пени установлен равным 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Пеня оплачивается одновременно с уплатой налога и сбора или после их уплаты в полном объеме.
Не начисляется пеня на сумму недоимки при невозможности ее погасить налогоплательщиком, если по решению суда или налогового органа приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество.
Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется в течение трех лет. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.
Кроме ответственности за налоговые правонарушения, должностные лица предприятий и организаций несут административную ответственность за нарушения налогового законодательства.
Физические лица, совершившие преступление в налоговой сфере, несут уголовную ответственность. Статьи 194, 198, 199 Уголовного кодекса предусматривают различные виды наказания за уклонение от уплаты налога, взносов во внебюджетные фонды в особо крупных размерах.
3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий
Проводимая налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Сегодня в нашей стране создана совершенно новая основа правового регулирования налоговых отношений. Однако, как показывает анализ, в налоговом законодательстве России немало пробелов, противоречий и еще нерешенных проблем. [ 14,с. 3]
Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.
В Кодексе нет упоминания о Конституции РФ, т. е. , что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные принципы и нормы. В нем, кроме функций налоговых органов, подробно не определяется участие в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ. Между тем Правительство, согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", разрабатывает и реализует налоговую политику. [ 2, с.33]
Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:
-вводимые налоги не подкрепляются экономико - правовой аргументацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;
-понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирование социальных интересов гражданина осуществляется по остаточному методу;
- среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная: по ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный платеж в форме денежных средств, отчуждаемых в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований
Фискальные интересы государства, ведомственные заботы ФНС РФ и Минфина России в условиях острой нехватки средств для решения социальных проблем привели к тому, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. Сказывается это в неравномерности развития налогового законодательства. Некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыскания налогов, развиваются активнее, чем другие. Быстро развиваются институты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время в сфере правового регулирования мер по защите налогоплательщика наметилось явное отставание
Такое положение делает неизбежным деятельность по совершенствованию налоговой системы, ее реформирование, а также дальнейшее развитие правовой основы.
Если говорить о действующих в России налогах, ставках и правилах начисления налоговой базы, то здесь достигнут значительный прогресс. Недавно это подтвердили иностранные инвесторы, участвовавшие в работе Консультативного Совета по иностранным инвестициям. Они единодушно отметили, что налоговые ставки и базовые правила налогообложения в России достаточно комфортны, работать в таких условиях можно. Однако в области налогового администрирования, особенно в части налогового контроля и возмещения налога на добавленную стоимость, существует немало проблем, которыми необходимо заниматься.
В построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год. Такой же темп ее снижения сохранится и в ближайшие три года.[14,с. 6]
Государство, снижая налоги, имеет право строго требовать, чтобы эти налоги уплачивались полностью и своевременно. При этом налогоплательщики должны быть уверены в объективном и беспристрастном отношении со стороны налоговых органов, обеспеченном как четкостью правил налогообложения, так и соблюдением установленных законом процедур. Это — базовые принципы налогового администрирования, проблема совершенствования которого сегодня стоит очень остро, поскольку в Налоговом кодексе многие правила и процедуры, к сожалению, прописаны недостаточно четко. По этой причине конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами зачастую просто неизбежны Минфин вместе с Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой, депутатами Государственной Думы, а также, что очень важно, с представителями основных объединений бизнеса в рамках специальной рабочей группы подготовили соответствующий законопроект, который недавно принят в первом чтении. Разработчики проекта старались соблюсти в нем баланс интересов государства и налогоплательщиков, ликвидировать значительное число пробелов в законодательстве и внести поправки, уточняющие отдельные определения, руководствуясь двумя тезисами, высказанными Президентом России: прекратить налоговый терроризм и не разрушить эффективную систему налогового контроля.
Какие же плюсы имеет этот документ? Во – первых, значительно увеличены сроки представления документов, выполнения тех или иных процессуальных действий, сроки, в течение которых выполняется требование об уплате налога. Причем по большинству позиции сроки теперь будут исчисляться рабочими днями. Это снимает коллизии, когда идет длинная череда нерабочих дней, но сроки, в течение которых должны быть исполнены различные действия, не продлеваются.
В законопроекте прописаны специальные нормы по представлению документов, согласно которым налоговые органы не могут требовать их нотариального заверения — вполне достаточно, чтобы они были заверены в самой проверяемой организации. Теперь никакие документы не могут быть затребованы налоговыми органами повторно. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в форс-мажорных ситуациях, когда, например, на территории налогового органа произошел пожар и документы погибли.
Ужесточается порядок назначения повторных проверок, проводимых вышестоящими налоговыми органами для контроля работы нижестоящих налоговых органов. Эта тема тоже беспокоит налогоплательщиков. И хотя таких проверок не так много (0,6% от общего числа проверок), полностью отказаться от них невозможно, учитывая, что и в налоговых органах бывает всякое, и не все инспекторы идеальны и беспристрастны. Законопроект резко повышает уровень принятия решения проверки, а для крупнейших налогоплательщиков допускает их проведение только по решению руководителя ФНС и только с санкции министра финансов.
К несомненным достоинствам документа можно отнести то, как в нем решается вопрос об отсрочках и рассрочках. Сегодня на федеральном уровне отсрочки и рассрочки фактически не предоставляются из-за наличия бюджетных ограничений: они могут быть предоставлены только в рамках текущего календарного года и лишь в пределах суммы, предусмотренной на эти цели, законом о федеральном бюджете (в 2005 г. эта сумма составляла 1,5 млрд. руб.). Теперь снимаются оба ограничения. Со следующего года отсрочка по решению налоговых органов может предоставляться на срок до одного года, а по решению Правительства — на срок до трех лет. Облегчит налогоплательщикам жизнь и возможность представлять информацию в электронном виде. Сегодня ФНС уже обладает технической инфраструктурой, достаточной для этого. Переход на электронный документооборот упростит обработку информации и налоговый контроль. Налогоплательщики, представляющие информацию в электронном виде, тоже получат свои выгоды. Сократится бумажный документооборот, что высвободит значительные материальные и финансовые ресурсы.
В течение 2006 г. завершится пересмотр форм итоговых деклараций, которые сейчас вызывают много нареканий со стороны налогоплательщиков из-за большого количества информации, которую в них необходимо указывать. Налоговые декларации станут значительно компактнее. По НДС, возможно, работа завершится уже в этом году.
Конечно же, в работе с налогоплательщиками должны быть серьезно изменены акценты. Недавно установлены стандарты деятельности налоговых органов, они уже опубликованы и вступили в действие. Кроме того, сейчас обобщаются те показатели, на основании которых следует оценивать работу налоговых органон. Пока они еще не формализованы, но, думаю, одним из важных показателей будет количество жалоб и судебных исков, количество выигранных судебных дел. Пока статистика такова, что по налоговым спорам примерно 70% дел выигрывают истцы, в качестве которых выступают как налогоплательщики, так и налоговые органы. Число судебных процедур столь велико, что любые способы досудебного урегулирования споров должны только приветствоваться, а налоговые органы, доводя дело до суда, должны быть уверены в том, что имеют хорошие перспективы выиграть процесс.
Как мы видим, в последнее время очень многое сделано для усовершенствования налогообложения предприятий в области налогового законодательства, налогового администрирования. Но в то же время остается ряд проблем, которые предстоит решить.
Заключение
Таким образом, налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков.
Рост деловой активности и эффективности производства существенным образом зависят от системы налогообложения. Эффективно работающие предприятия несут основную нагрузку. Действующая система достаточно сложна, работать с ней трудно. Многие предприятия, учитывая жесткий налоговый прессинг, поступают проще – уходят из налогооблагаемого экономического пространства в сферу теневой экономики.
Однако главное – не в сложности налогообложения. Необходимо иметь такое налогообложение, которое способствовало бы повышению эффективности производства, было бы достаточно просто, обеспечивало бы поступление в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система налогов приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций.
И в настоящее время для этого очень многое делается:
в построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год.
Также в настоящее время происходит совершенствование администрирования и налогового законодательства.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 624 с.
2. Борзунова О.А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы .// Финансы.-2005.-№7- с. 33-36
3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М. 1997-248с.
4. Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ.// Финансы.- 2005.- №3-с. 24-26
5. Колчина Н.В. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Колчина Н.В, Г.Б.Поляк, Л.П.Павлова и др.; под ред. Н.В. Колчиной – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 с.242
6. Колчин С.А. Налоги в Российской Федерации. Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА – 2002. – 254 с.
7. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика.2002.-с. 107
8. Пансков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов изд. 4-е доп.и перераб.-М.: Международный центр финансово-экономического развития.- 2003.-640с.
9. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М.- 2003.- 326 с.
10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика.- 2001- 256 с
11. Романовский М. В. Финансы. Учебник для вузов.- М.: Юрайт-М.-2002- 504 с.
12. Титов В.В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия.// Финансы.-2006.-№2-с.42-46
13. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.-457с.
14. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста.// Финансы.- 2005.- №2- с.3-6
15. Шаталов С.Д. Налоги и налоговое администрирование.// Финансы.- 2005.-№11- с. 3-7
Страницы: 1, 2, 3, 4