Торговля ценными бумагами в Российской Империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. В 1883 г. на ней были приняты первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.
История формирования рынка государственных ценных бумаг неразрывно связана с функционированием системы сберегательных касс. Значительная часть (28,5%) объёма внутреннего долга царской России была размещена среди населения благодаря деятельности сберегательных учреждений, их доля в общем объёме государственной задолжности, включая и внешнюю, достигла 15,7%. [8, с.13]
Международный пoлитичecкий кризис в 1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Эти операции оказались дезорганизованными.
После февральских событий 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Из двух главных источников — получения новых кредитов у военных союзников и осуществления внутренних заимствований — ставка была сделана главным образом на второй. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что вскоре позволило его относительно стабилизировать.
Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении так называемого Займа свободы 1917 г. — первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой.
Еще одной неудачей и последней попыткой Временного правительства стал проект принудительного Российского государственного 5,5%-го военного ликвидационного займа 1917 г. [5, с.354].
К началу XX в. российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался — как структурно, так и функционально, достигнув пика в 1914 г. Однако, по степени развития в силу объективных причин он в целом отставал от Германии, Франции, Англии и США. К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275. [6, с.270]. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.
После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. Декретом советского правительства 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами, и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.
ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 РЦБ В ПЕРИОД НЭПА
После очередной смены политической власти в стране декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. декретом СНК.
Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922—1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер: срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами — по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций.
В 20-е годы было размешено 24 госзайма. Первый из них был осуществлен в 1922 г., именуемого в обиходе золотым займом 1922 г.: для физических лиц — 6%-ный выигрышный заем на 100 млн руб., а для предприятий — 8%-ный заем, в ценные бумаги которого предприятия должны были вложить не менее 60% резервных капиталов. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту.
Однако в период 1922—1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательны для вкладчиков, но не достаточно эффективны для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.
С началом нэпа, допустившего, хоть и в урезанном виде, товарно-денежные отношения и взаимное кредитование хозяйственных организаций, вновь возникла потребность в векселях. В 1922 г. советское правительство приняло «Положение о векселях». В его основу был положен Устав 1902 г. Вексельная форма взаимоотношений между государственными, а также кооперативными предприятиями получила довольно широкое развитие.[7, с.110-111].
Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.
В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн руб. [6, с.274]. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил все же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось в запретах частных эмиссий.
Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах.
Некоторое время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основную массу сделок заключали с государственными облигациями. Если в 1923—1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял примерно 3 млн руб., то в 1925—1926 гг. он превышал уже 16 млн руб. [5, с.357]
Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа был прерогативой физических лиц и в буквальном смысле — уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи, или «американки», начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными их участниками стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определенные ограничения.
Создание вечерних бирж не имело аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.
Финансовая реформа 1930 г. ликвидировала в СССР коммерческий кредит, а с ним и вексельную форму. Вексель в некоторой мере сохранился лишь во внешней торговле, где приходилось считаться с кредитной практикой западных государств. Поэтому в 1936 г. СССР присоединился к Женевским вексельным конвенциям. [7, с.111].
ценный бумага облигация финансовый рынок
2.2 ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ С НАЧАЛА 1930-х гг. до 1991 г
В период с начала 1930-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов. Число эмиссий сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941 — 1945 гг. — более 76 млрд руб. [5, с.357].
После войны, одновременно с денежной реформой, была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего с 1947 г. были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). [5, с.358]. Облигации государственных займов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательны. Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е годы, например, число держателей государственных облигаций превышало 70 млн чел. [5, с.358].
Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг надолго была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков — в 1974 г. и завершилось к концу 1991 г.
Большей популярностью у населения СССР пользовались свободнообращающиеся выигрышные займы, первый выпуск которых состоялся в 1947 г. Данный заём был эмитирован на 20-летний срок, строго в установленное время проводились тиражи погашения, а облигации продолжали свободно покупаться и продаваться через сберкассы. Выигрыш приходился на каждую четвёртую облигацию. Следующий свободнообращающийся заём был выпущен в 1966 г. в основном на тех же условиях, т.е. сроком на 20 лет, с доходностью 3% годовых, номинал облигаций составлял 20 и 10 руб. Для повышения заинтересованности населения была повышена вероятность получения выигрыша по облигации: теперь выигрыш выпадал на каждую третью облигацию. Это было достигнуто за счет увеличения числа средних (по 500 и 100 руб.) и минимальных (по 40 руб.) выигрышей и отказа от выигрыша в 10 тыс. руб. сберкассы продавали облигации по курсовой стоимости, которая менялась каждые 15 дней между тиражами (в пределах соответственно 49 и 20 коп. за облигацию), а принимались обратно по номинальной стоимости. После проведения последнего тиража по займу 1947 г. владельцам было предоставлено право обменять до 1.07.1968 г. свои облигации на облигации нового займа без курсовой разницы, эта мера позволила обменять 9/10 облигаций займа 1947 г., имевшихся на руках у населения. [8, с.13-14]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5