Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг (leveraged lease), или лизинг с дополнительным привлечением средств наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.
Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества. Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений.
Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.
Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы: банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 80% всех лизинговых сделок построены на основе левередж-лизинга. В силу недостаточной развитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний в России, наибольшее распространение получил левередж-лизинг, возможно, с российскими особенностями.
Лизинг-помощь в продажах (sales-aid leasing или vendor leasing) представляет собой осуществление сбыта имущества с использованием лизинга на основании специального соглашения, заключенного между поставщиком (продавцом) имущества и лизинговой компанией. Эти соглашения имеют различные формы.
Сублизинг (sub-lease) - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю [20].
5. Объемы и темпы роста отечественного рынка лизинга
Исполнительный директор Discovery Leasing Advisory Services Василий Кашкин, говоря об объеме и темпах роста отечественного рынка лизинга, обратил внимание на то, что, несмотря на определенные затруднения с финансированием у ряда компаний во второй половине 2007 года, абсолютный размер прироста лизинговых сделок по итогам минувшего года стал максимальным за всю историю лизинга в России.
Проблемы, связанные с затрудненным финансированием, пока коснулись в основном малых лизинговых компаний, преимущественно региональных. Основная же доля российского рынка приходится на несколько десятков крупнейших лизингодателей, которые пока не испытывают проблем с финансированием. Именно поэтому пока кризис ликвидности не слишком сильно снизил темпы прироста лизингового бизнеса. Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис ликвидности позволил им заключать во втором полугодии 2007 года больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.
Абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года превысил $10 млрд. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в течение последних лет, кроме 2006 года. Также это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.
Данные 112 опрошенных лизинговых компаний показывают, что отмечаемый всеми рост объемов российского рынка лизинга, по всей видимости, не является случайным или разовым скачком, а носит фундаментальный характер. Об этом говорят несколько статистических показателей.
Во-первых, прирост выручки лизинговых компаний оказался примерно равен приросту нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2007 года лизинговые компании получили 95% выручки всего 2006 года. Выручка - это по определению более фундаментальный показатель, чем "новый бизнес". Новый бизнес позволяет увидеть успехи компаний и рынка в отдельно взятом году, в то время как выручка подводит как бы итог деятельности компании за несколько лет. Кроме того, новые, недавно заключенные сделки теоретически могут оказаться неудачными и быть расторгнуты, тогда как выручка отражает поступления только от успешных сделок. Поэтому рост выручки говорит о том, что рост лизинговых компаний носит планомерный, неконъюнктурный характер.
Во-вторых, вырос суммарный размер собственного капитала лизинговых компаний. Для 104 негосударственных лизинговых компаний этот показатель составил 29,5 млрд руб. по состоянию на июль 2007 года. Годом раньше для 104 негосударственных лизингодателей этот показатель был равен 22,7 млрд руб. То есть прирост составил 30%. А по сравнению с 2005 годом этот показатель вырос более чем в два раза. Отставание прироста капитала от прироста выручки и нового бизнеса объективно, так как изменения в капитале - это ответственный шаг для компании, который обычно планируется и осуществляется за срок, больший чем полгода.
По мнению В. Кашкина, рост капитала является весьма позитивной тенденцией, свидетельствующей о "взрослении" рынка лизинга, увеличении его финансовой независимости, росте способности напрямую привлекать заемное финансирование, в том числе зарубежное. Увеличение капитала свидетельствует о долгосрочных серьезных намерениях собственников относительно развития своего лизингового бизнеса в России.
Для 104 негосударственных лизинговых компаний - участников проведенного исследования среднее отношение нового бизнеса к собственному капиталу составило 6,5 к 1. Показатель финансового рычага, то есть отношение собственного капитала к заемному составляет, по оценке Discovery Leasing Advisory Services, 1:3 у негосударственных лизинговых компаний (аванс лизингополучателя в данном случае не рассматривается как заемное финансирование). Этот показатель является вполне приемлемым как с точки зрения зарубежной практики лизингового и кредитного бизнеса, так и с точки зрения кредитной практики российских банков.
Лишь два ключевых показателя лизинговой деятельности, считает В. Кашкин, демонстрируют некоторую стагнацию. Прежде всего это показатель чистой прибыли. По итогам 2007 года суммарный размер чистой прибыли 105 компаний лишь незначительно превысил показатель предыдущего года. Если учесть увеличение объема нового бизнеса и выручки за год, то это фактически означает снижение нормы прибыли.
Данное очень существенное изменение в работе лизинговых компаний вызвано двумя причинами. За счет снижения прибыли подпитывается динамичная экспансия лизинговых компаний. Такое расширение предполагает значительные вложения в инфраструктуру бизнеса - филиалы, персонал, программное обеспечение, рекламу и т.д. Также не исключено, что в погоне за наращиванием портфеля лизинговые компании готовы идти на сделки с более низкой рентабельностью, только чтобы заполучить перспективных клиентов и занять перспективные ниши рынка. С ростом рынка растет и конкуренция между лизингодателями, и это тоже стимулирует снижение их маржи и прибыли. В то же время увеличение масштабов компаний позволяет им эффективно работать при более низкой относительной прибыли. Это, в конечном счете, идет только на пользу как лизингополучателям, так и самим лизинговым компаниям. Кроме того, благостную картину роста рынка несколько портит ложка дегтя, связанная с сегментом возвратного лизинга. Несмотря на общий рост рынка лизинга, этот сегмент фактически стагнирует вот уже несколько лет подряд. Это практически полностью обусловлено позицией налоговых органов, которые часто (и обычно безосновательно) рассматривают возвратный лизинг как притворную сделку с целью извлечения необоснованных налоговых выгод. В результате возвратный лизинг применяется сравнительно редко, из-за чего многие потенциальные лизингополучатели не могут обновить свое оборудование и внедрить новые технологии [22].
6. Иностранные источники финансирования и налоги
Глубокий анализ иностранных источников финансирования лизинговых компаний с точки зрения налогообложения представила участникам конференции старший консультант департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte Майя Борзова. Она остановилась на следующих видах финансирования:
- заемное финансирование: банковские кредиты; займы юридических лиц; коммерческие кредиты от поставщиков; кредит под гарантии обратного выкупа имущества поставщиками; выпуск облигаций; секьюритизация;
- взносы в уставный капитал (УК);
- безвозмездное финансирование.
К основным источникам финансирования деятельности лизинговой компании аналитик Deloitte отнесла банковские кредиты, займы юридических лиц, собственные средства, коммерческие кредиты поставщиков, экспортное финансирование, облигационные займы, секьюритизацию лизинговых активов, выпуск векселей. Очевидно, что многое в плане финансирования решают такие факторы, как принадлежность к финансовой/банковской группе; время, затрачиваемое на привлечение; правовое регулирование; влияние на финансовое положение и структуру баланса; общие налоговые последствия.
Виды финансирования имеют свои плюсы и минусы.
В частности, к плюсам заемного финансирования следует отнести сравнительно быстрое привлечение, а также то, что расходы (стоимость финансирования) уменьшают налогооблагаемую прибыль.
К минусам заемного финансирования относится следующее:
- возможность отрицательного влияния на сумму чистых активов;
- возможность применения налога на доходы у источника выплаты (международное финансирование);
- возможность применения правил недостаточной капитализации.
Плюсами вкладов в уставный капитал являются выплата дивидендов из чистой прибыли (после налога на прибыль) и положительное влияние на сумму чистых активов лизингодателя. К минусам этого вида финансирования следует отнести более длительную процедуру привлечения.
Плюсы безвозмездного финансирования таковы: быстрое привлечение; привлечение от акционера с долей участия в УК более 50% не признается облагаемым доходом; увеличение суммы чистых активов лизингодателя. Минусом этого вида финансирования является безвозвратность.
Остановившись на заемном финансировании, представитель Deloitte рассмотрела следующее ограничение уровня процентных расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6