Рефераты. Современные тенденции в политике налогообложения юридических и физических лиц

В 2003 г. в США общий объем амортизационных отчислений составил 1135,9 млрд. дол. и на 114,8 млрд. превышал величину налогооблагаемой прибыли. Для сравнения: в 2004 г. в России амортизационные отчисления, израсходованные на инвестиции, были на уровне 17,1 млрд. дол., а налогооблагаемая прибыль – 94,4 млрд. дол. Иначе говоря, если в США амортизационные отчисления превышали налогооблагаемую прибыль в 1,1 раза, то в России – наоборот, были в 5,5 раза меньше ее.

Такое колоссальное расхождение рассматриваемых показателей свидетельствует об архаичной модели развития экономики России, когда один из самых эффективных источников инвестиционной деятельности используется в минимальном объеме (как относительно, так и абсолютно).

Эффективность амортизационных отчислений проявляется по следующим направлениям.

Во-первых, ускоренную амортизацию можно с полным правом считать «завуалированным», косвенным субсидированием инвестиционной деятельности за счет государственного бюджета.

Во-вторых, амортизационные отчисления (в отличие от прибыли и заемных средств) являются наиболее стабильным источником поступления денежных средств для предпринимателей, поскольку на них гораздо меньше влияют спады производства, повышение ставки по кредитам, изменение цен и т.п.

В-третьих, амортизационные отчисления – это собственные денежные средства предприятия, которые в случае его отказа от заемных средств позволяют ему экономить на выплате процентов, что в целом повышает эффективность производства.

В-четвертых, наличие амортизационного фонда и необходимость его использования строго по целевому назначению сами по себе дисциплинируют предпринимателя, заставляют его расходовать эти денежные средства на расширение и модернизацию производства. Контроль со стороны государства за целевым использованием амортизационного фонда и штрафные санкции в виде уплаты налога на прибыль лишают его соблазна потратить деньги на личные нужды.

В-пятых, в условиях резко ускорившихся темпов технического прогресса в мире серьезную роль стал играть «фактор времени». Деньги, полученные сегодня, «стоят» гораздо «дороже» денег, полученных спустя два, три и более лет. Ускоренная амортизация позволяет предпринимателям «передвигать» получение денежных средств, к тому же освобожденных от налога на прибыль, на первые годы после ввода основных фондов и, таким образом, получать ощутимую фору во времени по отношению к своим конкурентам, менее активно использующим это направление для инвестиционной деятельности.

Воздействие прогрессивной амортизационной политики (являющейся частью общей налоговой политики) на экономику развитых стран показывает, что такая политика не только стала мощным стимулятором повышения эффективности и ускорения темпов развития экономики этих стран, но и в заметной степени способствовала росту их благосостояния. Поскольку в этих странах расширенное воспроизводство стало осуществляться не за счет фонда накопления, а за счет фонда возмещения (то есть амортизационных отчислений), то появилась возможность (особенно в условиях роста эффективности экономики) увеличить норму потребления в национальном доходе без какого-либо ущерба для темпов экономического роста.

Третье направление снижения налоговой нагрузки на юридические лица связано с предоставлением налоговых льгот при инвестиционной деятельности. Такие налоговые льготы принято называть «целевыми», и они носят самый разнообразный характер: инвестиционный налоговый кредит; включение всех расходов на НИОКР в издержки; вычитание из налогооблагаемой прибыли затрат по инвестиционной деятельности; и т.д.

Анализ статистики по США показывает, что доля налога на прибыль (эффективная налоговая ставка) в валовом чистом доходе (прибыль + амортизационные отчисления) в корпоративном секторе снизилась с 33,6% в 1950 г. до 10,9% в 2003 г. (см. табл. 3). Аналогичные процессы наблюдаются и в других странах.

Таким образом, мы можем однозначно сказать, что в результате снижения ставки налога на прибыль, прогрессивной амортизационной политики и активного применения целевых налоговых льгот в большинстве развитых стран наблюдается заметное сокращение как номинальной, так и эффективной налоговой нагрузки на производителей, с одновременным нарастанием темпов инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что, наряду с заметным сокращением налоговой нагрузки на юридические лица, в основном, за счет ускоренной амортизации, кардинально поменялась и структура финансирования инвестиционной деятельности. Если в середине прошлого века в большинстве промышленно развитых стран доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла 25–30%, то теперь на нее приходится 70–80%, и наоборот – доля прибыли сократилась приблизительно в 5 раз (с 50% до 5–10%), а доля заемных средств – соответственно, в 2 раза (с 25–30% до 12–15%).

Далее рассмотрим процессы, происходящие в налогообложении физических лиц. В отличие от юридических лиц, налоговая политика по физическим лицам связана не с побуждением налогоплательщиков к инвестиционной активности, а с простым наполнением бюджета. И уже потом за счет бюджета государство само начинает непосредственно влиять на инвестиционную деятельность по двум основным направлениям: первое связано с государственными инвестициями, а второе – с выделением денежных средств на их стимулирование через ускоренную амортизацию и целевые налоговые льготы.

В большинстве стран мира налогообложение физических лиц осуществляется двумя основными налогами.

Первый вид налога на физические лица – это социальные и страховые платежи, начисляемые на заработную плату работника. Как правило, половину таких платежей выплачивает работодатель, а остальное – непосредственно сам работник. В большинстве государств ставки этого налога в относительном исчислении носят регрессивный характер, то есть при низких доходах социальный налог выплачивается по более высоким ставкам. Однако в абсолютном выражении социальные платежи, выплачиваемые с более высокой заработной платы, всегда больше сумм, начисляемых на работников с низкими доходами.

Общепринято, что все работники, в зависимости от уровня их доходов, делятся на группы. В России, например, все налогоплательщики разбиты на три группы: первая группа (с доходами до 280 тыс. руб./год), представляющая собой основную массу налогоплательщиков, выплачивает налог по ставке в 26%, вторая группа (с доходами от 280 тыс. руб./год до 600 тыс. руб./год) – по ставке в 10% плюс 72,8 тыс. руб./год и третья группа (с доходами свыше 600 тыс. руб./год) – по ставке в 2% плюс 104,8 тыс. руб./год.

Второй вид налога на физические лица – это подоходный налог. Как и по социальным налогам, в данном случае все налогоплательщики делятся на группы в зависимости от уровня их доходов. Кроме того, по величине доходов все они могут быть разбиты по семейным признакам: женатые, неженатые, главы домохозяйств и т.д.

В большинстве развитых стран ставки подоходного налога носят прогрессивный характер. Так, например, в США для женатых налогоплательщиков с объединенными платежами при доходе до 45,2 тыс. дол./год взимается налог в размере 15%, от 45,2 тыс. дол./год до 109,3 тыс. дол./год – 28%, от 109,3 тыс. дол./год до 166,5 тыс. дол./год – 31%, от 166,5 тыс. дол./год до 297,4 тыс. дол./год – 36% и свыше 297,4 тыс. дол./год – 39,6%.

Следует подчеркнуть: если ставки налога на прибыль в последние 30 лет во многих странах снизились в 1,8–2 раза, то ставки налогов по социальным выплатам и подоходного налога более консервативны и мало меняются во времени.

Несмотря на кажущуюся разобщенность и разные тенденции в налогообложении между юридическими и физическими лицами, между ними наблюдается тесная взаимозависимость, которая осуществляется через такую последовательную цепь экономических событий.

Снижение налоговой нагрузки на юридические лица, с одновременным использованием целевых налоговых льгот, обусловливает интенсификацию инвестиционных процессов в экономике. Инвестиции – через рост производительности труда, снижение энерго- и материалоемкости производства, внедрение новых технологий и новейшей техники – способствуют росту заработной платы работников.

Рост заработной платы (особенно в странах с преобладающей налоговой нагрузкой на физические лица) позволяет заметно увеличить объем собираемых налогов без какого-либо увеличения налоговой нагрузки.

Во-первых, сам по себе рост заработной платы способствует увеличению объема собираемых налогов с физических лиц. При этом чем большая доля в общей величине собираемых налогов приходится на физические лица, тем больше оказывается и объем собираемых налогов от роста заработной платы.

Во-вторых, рост заработной платы ведет к постоянному перетеканию налогоплательщиков в виде физических лиц из групп с относительно низкими доходами в группы с более высокими доходами, а следовательно – и с более высокими ставками налогообложения.

При этом распределение налогоплательщиков по группам и установление налоговых ставок по ним строятся так, что при переходе физических лиц в другую группу, с более высокими ставками, налогоплательщики не увеличивают свое налоговое бремя, а сокращают его. Это проявляется в том, что у них с повышением уровня доходов после вычитания из них налогов доля расходов на удовлетворение основных жизненных потребностей (в питании, одежде, жилье) сокращается, а доля свободных денежных средств увеличивается. Так, если в 1950 г. в США на питание, одежду, оплату жилья и эксплуатацию личного транспорта приходилось 59% всех расходов населения, то в 2002 г. – только 31,7%.

В-третьих, объем собираемых налогов начинает очень сильно зависеть от структуры распределения налогоплательщиков по налоговым ставкам. Чем богаче страна, тем больше в ней (при прочих равных условиях) населения, которое выплачивает налоги по самым высоким налоговым ставкам, и наоборот – чем беднее страна, тем больше в ней налогоплательщиков с самыми низкими налоговыми ставками и тем ниже доля в ВВП налогов, собираемых с физических лиц.

И в-четвертых, объем собираемых налогов (при прочих равных условиях) начинает зависеть от социальной политики, проводимой в стране. Иначе говоря, чем меньше расслоение населения по доходам, чем меньше децильный коэффициент, тем больше налогов собирается в стране. Это связано с тем, что в таких странах основная масса населения начинает выплачивать налоги по относительно высоким налоговым ставкам.

Итак, в условиях превалирования объема налогов, выплачиваемых физическими лицами, над их объемом, собираемым с юридических лиц, а также роста заработной платы и доходов населения государство получает еще один дополнительный источник увеличения объема собираемых налогов без какого-либо повышения налоговой нагрузки на физические лица. При этом темпы роста налогов, собираемых с физических лиц, не только компенсируют относительное снижение поступления налогов с юридических лиц, но и начинают определять общие темпы роста сбора налогов по всем налогоплательщикам. И именно такое обстоятельство обусловливает рост доли собираемых налогов в ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.