Рефераты. Современная финансовая политика Японии p> Еще в довоенные годы в Министерстве финансов существовал отдельный так называемый Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались свободные остатки почтовых сбережений и с которого осуществлялось кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В
1951 г бюро вкладов преобразуется в бюро доверительных фондов.(Бюро - виртуальный, в реальной жизни не существующий орган, фактически счет попадающий под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации которых счету доверительных фондов принадлежит главная роль.

Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово- сберегательная сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех вкладов населения . Заметим, что это вызывало серьезное недовольство в банковских кругах и рождало, чем дальше, тем больше, острые споры. Суть критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути, искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем банки могли бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они связаны дисциплиной рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть превратилась в основной источник средств для государственной Программы займов и инвестиций.

Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных средств которого также в обязательном порядке переводится на счет доверительных фондов; свободные средства почтового страхового фонда (почта в Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями), которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении
Министерства почт, но, по договоренности.

Часть средств Программы предоставляется в качестве кредитов или капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного уровней, прежде всего в отраслях инфраструктуры. Это, например.
Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию городского и жилищного хозяйства и т.д.

Часть средств счета доверительных фондов используется на покупку облигаций госзайма (на средства счета выкупается чуть меньше 20% всей суммы госдолга). Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее предназначены не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая дисциплина государства и т.д. Такая критика справедлива. Вместе с тем нельзя не признать, что покупка части долга за счет средств счета ограничивает повышательное давление роста госзадолженности на уровень процента и частично решает проблему отсасывания государством средств частных кредитно-финансовых институтов в ущерб частнопредпринимательскому сектору.

И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных отраслей и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой специализации. Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в результате реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось).

ЯПОНСКАЯ ЭКОНОМИКА 90-х ГОДОВ: УРОКИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия направленные на ликвидацию последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему кризисных процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми антикризисных программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110 трлн. иен.

Стимулирование потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах антикризисных мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса, стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства и передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.

Анализ антикризисных мер японского правительства 1992-1999 гг. показал, что основными их инструментами являются:

- регулирование ставок подоходного, корпоративного и ряда других налогов:

- общественные работы, государственные инвестиции в социальную инфраструктуру и крупномасштабные программы нацеленные на будущее:

- кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для предприятий реального сектора экономики:

- поддержка малого и среднего бизнеса:

- снижение процентных ставок Банком Японии:

- стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики:

- меры и программы дерегулирования экономической системы.

Процесс реализации Антикризисных мер можно разделить на два этапа - с
1942 по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе антикризисные пакеты характеризовались стремлением правительства максимально реализовать потенциал "автономного восстановления экономики", запустить механизм взаимного стимулирования спроса, производства и занятости. Акцент ставился на стимулировании спроса и поддержке реального сектора экономики. Особое внимание уделялось также поддержанию низкого обменного курса иены.

Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение правительства к мнению деловых и академических кругов.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1992-1997 гг.

Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный объем "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992-
1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации
"корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов" инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций - недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов, касающихся банковского сектора. В общей сложности на решение проблем финансовой системы Японии в 1995-1997 гг. было выделено до 30 трлн. иен.

В 1996 г. получила развитие инициатива по дерегулированию финансового сектора страны (реформа "Биг бэнг"). Однако лишь в 1997-1999 гг. правительство стало уделять особое внимание кардинальному улучшению состояния финансовой системы. В дополнение к стимулирующим выплатам и регулированию процентных ставок Банком Японии диапазон антикризисных мер был значительно расширен в сторону решения концептуальных вопросов работы финансово-кредитной системы.

Учитывая значимость совокупного потребления как для реального сектора экономики, так и для кредитно-финансовой системы страны, одними из первых акций правительства стали крупные компенсационные выплаты частным инвесторам и потребителям. Реализовывалась программа планомерного снижения подоходного налога. Для поддержания минимального уровня безработицы были расширены программы государственных инвестиций и общественных работ.

В своей основе это были фискальные меры (снижение налогов, государственные программы инвестиций и общественных работ, выплаты и кредитные гарантии), ориентированные на восстановление спроса с целью стимулировать производство. Как правило, финансирование осуществлялось путем внесения соответствующих статей в государственный и региональные бюджеты. Это ухудшило состояние государственных финансов. В 1996-1997 гг. были сокращены объемы программ государственных расходов и инвестиций, приостановлено снижение ряда налогов. В 1997 г. повышена с 3 до 5% ставка налога с продаж.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1997-1999 гг.

Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве объявил ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-
225 также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо отметить отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г. привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов; создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг; повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.

Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен
(дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица
2). Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово- кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и правительством.

Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса -введение более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.

Среди антикризисных мер 1997-1999 гг. особое место занимают следующие четыре программы: реформа финансово-кредитной системы (с 1996 г.), программа всесторонних экономических мер (апрель 1998 г.), пакет неотложных экономических мер (ноябрь 1998 г.) и план оживления промышленности (июль
1999 г.).

РЕФОРМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

В ответ на очередное обострение в 1997 г. банковского кризиса
(банкротство ряда крупных банков и инвестиционных компаний) правительство ускорило реформу финансово-кредитной системы, получившую название "Биг бэнг". или "Большой взрыв". В ее основе лежит стремлениепривести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в.
Главными принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода",
"справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.