На объем поступлений таможенных платежей и налогов в значительной мере влияет объем импорта, а также начиная с мая месяца 2008 года поступления платежей от экспорта нефти, рост которых составил 116,2 % и сложился в сумме 17,2 млрд. долл. США (по оперативным данным), что на 2,4 млрд. долл. США больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за январь-июнь 2007 года – 14,8 млрд. долл. США). Темп роста поступлений таможенных платежей и налогов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 117,1%, на него повлияло увеличение доли товаров, оформляемых по низким ставкам вследствие снижения средневзвешенных ставок таможенного тарифа, что отразилось на суммах перечислений в бюджет. Фактически в бюджет поступило 325,7 млрд. тенге, что на 47,7 млрд. тенге больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По экспортной таможенной пошлине за полугодие в бюджет поступило 35,6 млрд. тенге.
Несмотря на положительный прирост поступлений, план по таможенным платежам и налогам не исполнен на сумму 40,6 млрд. тенге, что связано со снижением темпов инвестиционного импорта, в т.ч. строительных материалов и строительной техники.
Далее, уже по итогам 7 месяцев 2008 года таможенных платежей и налогов в бюджет поступило 445,8 млрд. тенге, или 100% от плана на отчетный период, значительное поступление сложилось в июле по экспортной таможенной пошлине - 60 млрд. тенге.
Поступления НДС на товары внутреннего производства составили 65,9 млрд. тенге (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшились на 20,8 млрд. тенге), что объясняется ростом сумм возврата по нулевой ставке. Так за январь-июнь 2008 года возмещено 110,5 млрд. тенге, что на 38,2 млрд. тенге больше аналогичного периода прошлого года. Слайд 2.
По состоянию на 1 июля 2008 года сумма, подлежащая возврату по НДС по нулевой ставке, составила 233,5 млрд. тенге, или выросла на 75,8 млрд. тенге с начала года (157,7 млрд.тенге).
Доходы местных бюджетов за первое полугодие 2008 года составили 877,9 млрд. тенге, или 99,8 % к плану. При этом план перевыполнен по индивидуальному подоходному налогу на 7,7 млрд. тенге (106,2%). В общем объеме доходов местных бюджетов доля ИПН составила 15,1%. План по доходам местного бюджета не исполнен по г. Астана (93,2 %), Южно-Казахстанской (97,6%), Западно-Казахстанской (99,5%) и Атырауской областей (98,9%).
Согласно данных Министерства финансов, за 9 месяцев 2008 года поступления в республиканский бюджет составили 2 013,8 млрд.тенге (без учета поступления займов) и исполнены на 100,7% к плану на отчетный период. В том числе доходы исполнены соответственно на 2 003,4 млрд.тенге, 100,4%.
Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.
Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.
Необходимым принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов.
Для того, чтобы лучше понять динамику изменения расходной части госбюджета Республики Казахстан, проанализируем основные показатели за несколько прошедших лет.
Рисунок 4 - Динамика роста расходов государственного бюджета в период 2003-2008 гг.
Рисунок 4 наглядно демонстрирует рост расходов государственного бюджета. По сравнению с 2003 годом в 2008 году государственные расходы увеличились более чем в 3 раза. Значительный рост расходов наблюдается в последние года. Так в 2007 году расходы госбюджета по сравнению с 2006 годом увеличились на 49 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 расходы выросли на 22%.
Проанализируем расходы государственного бюджета за период с 2003 по 2008 года по видам (таблица 2).
Таблица 2 - Расходы государственного бюджета за период 2003 по 2008 гг., млн. тенге
2003
2004
2005
2006
2007
2008
(план на 1 сентября)
1
2
3
4
5
6
7
Расходы
1 068 439
1 323 821
1 720 114
2 092 534
3 113 573
3 816 350
Государственные услуги общего характера
65 542
83 859
104 287
124 903
168 489
184 308
Оборона
47 483
58 011
78 663
99 992
166 646
167 481
Общественный порядок и безопасность
91 593
118 564
152 904
179 872
240 993
270 191
Образование
152 734
195 583
261 210
327 773
455 780
577 153
Здравоохранение
89 781
131 184
185 456
223 373
299 391
396 855
Социальное обеспечение и социальная помощь
239 229
272 333
345 356
422 423
502 381
627 328
Жилищно-коммунальное хозяйство
34 693
69 058
130 226
149 430
221 462
266 573
Культура, спорт, туризм и информационное пространство
33 788
43 948
59 005
82 479
125 712
159 976
Топливно-энергетический комплекс и недропользование
8 486
25 319
30 612
37 186
86 275
78 546
Cельское,водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды
62 471
83 256
90 848
103 143
129 503
163 520
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность
3 896
2 353
5 215
12 434
10 465
11 111
Транспорт и связь
84 513
106 926
130 132
175 095
308 262
335 754
Прочие
106 297
89 147
102 195
115 116
364 163
519 706
Обслуживание долга
35 437
34 970
30 344
28 698
34 011
57 849
Трансферты
12 497
9 310
13 658
10 619
38
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9