Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.
Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при интервъюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюктуры. Результатом эвристического метода прогнозирования является следующая формула: [pic], где О - оптимистическая оценка, М - средняя оценка,
П -пессимистическая оценка, N - прогноз объёма продаж.
Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.
Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.
Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и т.д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).
Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При прогнозировании прибыли широко используется метод “издержки-объём- прибыль”. Он предоставляет следующие возможности:
. определение объёмов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
. установить размер желаемой прибыли;
. увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации - ценовых факторов, динамики объёмов продаж.
Метод “издержки-объём-прибыль” называют анализом безубыточности.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличии от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.
Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:
. определение источников долгосрочного финансирования;
. формирование структуры и затрат капитала;
. выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. К сожалению, в реальных условиях Украины, существующая финансовая отчетность (форма №1, №2, №3), форма и содержание которой регулируется государством, не отвечает нормам по достоверности информации. Поэтому, её использование в чистом виде в целях финансового или другого планирования невозможно. В мировой практике часто отделяют учёт для налогообложения и финансовый учёт. Существуют специальные принципы и законы о независимом аудите. Поэтому, если предприятие заинтересовано в инвесторах, а значит и в своём развитии, оно показывает достоверную информацию в своих финансовых отчетах, которые и использует для целей дальнейшего планирования. В некоторых странах, в форме финансовой отчетности даже заложен плановый показатель ожидаемой прибыли и бюджета издержек на следующий период.
Ещё одним видом планирования на предприятии является смета. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении смет используются различные методы:
. нормативный,
. расчетно-аналитический,
. балансовый,
. оптимизации,
. моделирования. Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя. Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде. Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов. Сущность метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта. Сущность метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объёмов реализации продукции.
Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать в планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета. Это эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от всевозможных неожиданностей в плане финансирования - разделение бюджета фирмы на текущий и стратегический.
Текущий бюджет включает следующие позиции :
. обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей фирмы;
. капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;
. капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной себестоимости продукции;
Стратегический бюджет включает следующие позиции:
. капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования;
. освоение смежных, в географическом отношении, зон;
. освоение новых стратегических зон хозяйствования и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.
При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два фактора: инфляцию и необходимость периодического поступления дохода на инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума. Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов и проведения широкомасштабной плановой работы в области финансов. На небольших предприятиях, как правило для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально- экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
Определить балансовую стоимость групп основных фондов и нематериальных активом по данным финансовой отчетности предприятия.
Из данных бухгалтерского учета предприятия получены такие сведения о основных фондах предприятия и его нематериальных активов:
Первоначальная стоимость (счет 01) по группам основных средств: |Группы |Сальдо на |Дебет |Кредит |Сальдо на | | |начало | | |конец | |Здания | 1 500 | | | 1 500 000,00 | | |000,00 | | | | |Инструменты, | 250 000,00 | 25 000,00 | | 275 000,00 | |мебель, | | | | | |компьютерная | | | | | |техника | | | | | |Легковые автомобили| 350 000,00 | 100 000,00 | 70 000,00 | 380 000,00 | |Грузовые автомобили| 290 000,00 | | | 290 000,00 | |Другие основные | 60 000,00 | 10 000,00 | | 70 000,00 | |средства | | | | |
Амортизация основных средств (счет 02): |Группы |Сальдо на |Дебет |Кредит |Сальдо на | | |начало | | |конец | |Здания | 750 000,00 | | 36 802,72 | 786 802,72 | |Инструменты, | 25 000,00 | | 56 880,95 | 81 880,95 | |мебель, | | | | | |компьютерная | | | | | |техника | | | | | |Легковые автомобили| - | | 57 758,33 | 57 758,33 | |Грузовые автомобили| - | | 30 864,72 | 30 864,72 | |Другие основные | - | | 9 696,87 | 9 696,87 | |средства | | | | |
Нематериальных активов на балансе предприятия нет.
Балансовая стоимость на конец отчетного периода равна остаточной стоимости групп основных средств, т.е. первоначальной стоимости минус амортизация.
Балансовая стоимость основных средств: |Группы |На начало | | |На конец | |Здания | 750 | | | 713 | | |000,00 | | |197,28 | |Инструменты, | 225 | | | 193 | |мебель, |000,00 | | |119,05 | |компьютерная | | | | | |техника | | | | | |Легковые автомобили| 350 | | | 322 | | |000,00 | | |241,67 | |Грузовые автомобили| 290 | | | 259 | | |000,00 | | |135,28 | |Другие основные | 60 | | | 60 | |средства |000,00 | | |303,13 |
Из полученной информации можно сделать следующие выводы: . Предприятие в предыдущем периоде приобрело легковые автомобили и грузовики для осуществления хозяйственной деятельности. Амортизация по этим группам на начало равна нулю. . В отчетном периоде был уход (реализация) одного из автомобилей. . Также в отчетном периоде была преобретена компьтерная техника и (или) другие инструменты для обеспечения хозяйственной деятельности, вместе с прочими основными средствами. . Предприятие не имеет собственных или приоретенных разработок, ноу-хау и прочих нематериальных активов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, «Теория экономического анализа» М: «Финансы и статистика», 1998 г. 2. Русак Н.А., Русак В.А. «Основы финансового анализа». – Минск, 1995 г. 3. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин «Финансы предприятий» Учебное пособие, М:
ИНФРА-М, 1998 г. 4. В.Г. Белолипецкий, «Финансы фирмы» Курс лекций, под редакцией И.П.
Мерзлякова, М: Инфра-М, 1998 г. 5. Пособие «Налог на прибыль» Д.: «Баланс-Клуб» 1999 г.
Страницы: 1, 2