Расходы на культуру, искусство и кинематографию незначительно повысились с 3 323 656,6 тыс. руб. в 1997 г. до 3 567 818,2 тыс. руб. в 1998 г. и в общем объеме расходов удельный вес составил 0,7%.
Уровень расходов на средства массовой информации в 1998 году снизился на 981 730,2 тыс. руб. по сравнению с 1997 годом и удельный вес в общем объеме расходов составил 0,4%.
Расходы на здравоохранение и физическую культуру также снизились в 1998 году на 1 995 527,4 тыс. руб. по сравнению с 1997 годом и удельный вес расходов в общем объеме снизился на 0,3% и составил 1,9 %.
Расходы на социальную политику повысились с 18 068 545,7 тыс. руб. в 1997 г. до 35 066 011,2 тыс. руб. в 1998 г. и это привело к увеличению в общем объеме расходов на 3,6% по сравнению с 1997 годом и составили в 1998 г. 7,0 %.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на военную программу Министерства Российской Федерации по атомной энергии, учебные расходы военно-учебных заведений, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим, расходы на проведение военной реформы и прочие затраты.
Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” и "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров" можно заметить, что они значительно снизились со 104 317 526,5 тыс. руб. в 1997 г. до 83686700,0 тыс. руб. в 1998 г. - это составило уменьшение в общем объеме расходов на 3,0% по отношению к 1997 г.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов: 1. Содержание органов государственной власти. Включают затраты Президента, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие на государственное управление; 2. Содержание федеральной судебной системы; 3. Содержание правоохранительных органов, органов прокуратуры, таможенных органов, органов пограничной службы, противопожарной налоговой полиции, государственной безопасности. Осуществляется для обеспечения общественной безопасности; 4. Проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов; 5. Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам бюджетных расходов.
Основными документами определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление уменьшились в 1998 г. на 338 569,5 тыс. руб. по сравнению с 1997 г. и составили 61 465 544,1 тыс. руб., которые в общем объеме расходов бюджета составили 13,0%.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 14,8% в 1997 г. до 24,8% в 1998 г. к общему объему расходов). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего долга.
В окончании этого вопроса можно заметить, что значительно выросли расходы на такие статьи как: «Международная деятельность», «Социальная политика», «Обслуживание государственного долга», «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров», «Исследование и использование космического пространства». Здесь же можно отметить статьи «Судебная власть» и «Государственное управление и местное самоуправление». Снизились расходы по статьям «Национальная оборона», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу», «Промышленность, энергетика и строительство», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Целевые бюджетные фонды». Остальные статьи увеличились или уменьшились в расходной части с небольшими изменениями в отношении к предыдущему году.
Для наглядного отображения структуры расходов федерального бюджета РФ построим гистограмму (рис.1):
| |1996 год, % |1997 год, % |1998 год, % | |Народное хозяйство |15,5 |13,5 |8,8 | |Социально-культурные |9,7 |10,3 |13,5 | |мероприятия | | | | |Оборона |18,3 |19,7 |16,7 | |Управление |10,5 |11,7 |12,3 |
3. Расходы региональных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно- бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому, что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно- обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам.
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально- культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до80%.
В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно- территориальных единиц. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации и т.п. Различны и расходы бюджетов регионов на содержание социальных объектов, имеющих межрегиональное значение.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жековскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Структура расходов бюджета Тверской области по основным направлениям:
тыс. руб. |Статьи расходов |1996 год|1997 год|1998 год| |1. Государственное управление |23 425 |63 685 |57 642 | |2. Правоохранительная деятельность и |53 346 |53 284 |71 920 | |обеспечение безопасности | | | | |3. Фундаментальное исследование и |680 |1 432 |860 | |содействие научно-техническому | | | | |прогрессу | | | | |Народное хозяйство | | | | |4. Промышленность, энергетика и |18 340 |7 046 |11 903 | |строительство | | | | |5. Сельское хозяйство |214 119 |163 049 |77 197 | |6. Охрана окружающей среды и природных |645 |600 |465 | |ресурсов | | | | |7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь|48 323 |19 000 |49 818 | |и информатика | | | | |8. Развитие рыночной инфраструктуры |1 500 |1 000 |700 | |9. Жилищно-коммунальное хозяйство |72 727 |174 618 |87 966 | |ИТОГО по народному хозяйству |355 654 |365 313 |228 049 | |10. Предупреждение и ликвидация |6 168 |4 784 |5 020 | |чрезвычайных ситуаций и последствия их | | | | |бедствий | | | | |Социально – культурная сфера | | | | |11. Образование |51 390 |61 675 |71 267 | |12. Культура и искусство |34 038 |31 454 |33 490 | |13. Средства массовой информации |3 976 |4 832 |5 588 | |14. Здравоохранение и физическая |144 017 |151 530 |196 523 | |культура | | | | |15. Социальная политика |80 842 |54 037 |67 476 | |ИТОГО на социально – культурную сферу |314 263 |303 528 |374 344 | |16. Прочие расходы |56 123 |115 280 |187 932 | |17. Расходы на строительство объектов |80 000 |54 400 |52 000 | |Администрации области | | | | |18. Средства, подлежащие передаче в |246 962 |209 091 |159 448 | |нижестоящие бюджеты (дотации) | | | | |Всего расходов: |1 136 |1 171 |1 137 | | |621 |097 |715 |
В составе структуры расходов преобладают расходы на правоохранительную деятельность (6 %), народное хозяйство (20 %), здравоохранение (17 %) и образование (6 %).
В связи с тем, что Тверская область является аграрной, большая доля средств направлялась на финансирование сельскохозяйственных отраслей. В 1998 году из – за недостатка средств в бюджете финансирование народного хозяйства резко сократилось (рис.2).
[pic] Рис. 2. Изменение расходов на народное хозяйство
Заключение
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.
В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета Российской Федерации существенно изменяется. Перестраиваются структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.
Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.
Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты.
Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются: закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней; отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации( (с изм. и доп. от 2 марта, 26 марта 1998 г.);
1. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год» (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа, 28 ноября, 17 декабря 1996 г., 8 января, 26 февраля, 20 марта 1997 г.);
2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» (с изм. и доп . от 14 июля, 26 и 30 декабря 1997 г., 9 января 1998 г.);
3. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» (с изм. и доп. от 16, 21, 23, 31 июля 1998 г.);
4. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
5. Закон Тверской области от 23.11.1995 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1996 год»;
6. Закон Тверской области от 26.12.1996 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1997 год»;
7. Закон Тверской области от 27.11.1997 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1998 год»;
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л. А. Дробозиной. – Москва: Финансы, ЮНИТИ,1997;
9. Финансы и кредит/ под ред. А. Ю. Казака. – Екатеринбург:
МП «ПИПП»,1994;
10. Экономика/ под ред. А. С. Булатова. – Москва: Изд. БЕК,1997.
1. ( Данные приведены из федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год"
----------------------- [pic]
Страницы: 1, 2, 3