Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
"Мичуринский государственный аграрный университет"
Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
РЕФЕРАТ
По дисциплине: "Налоги"
Мичуринск – Наукоград РФ, 2009 г.
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.
Учение о налогах — составная часть финансовой науки, изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройками. Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
В процессе формирования налоговой системы в России была осуществлена замена налога с оборота, налога с продаж на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. Закон устанавливает перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.
В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".
Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:
1. федеральные (на уровне России);
2. региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
3. местные (на уровне органа местного самоуправления).
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.
► Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Далее приводится перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий и бюджеты их зачисления
• Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).
• Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).
• Таможенная пошлина (ФБ).
• Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).
• Акцизы на минеральное сырье (ФБ).
• Налог на пользование недрами (ФВ, РБ, МБ).
• Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на доходы от капитала (ФБ).
• Подоходный налог (РБ, МБ).
• Социальный налог (ВБФ РФ).
• Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).
• Водный налог (ФБ, РБ, МБ).
• Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).
• Федеральные лицензионные сборы (ФБ).
► Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Далее приводится перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений.
• Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).
• Лесной налог (РБ).
• Транспортный налог (ДФ).
• Региональные лицензионные сборы (РБ).
• Налог на использование региональной символики (РБ).
► Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два — земельный налог, налог на рекламу.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации "О плате за землю".
Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий, приводится ниже.
• Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).
• Налог с розничных продаж (МБ).
• Налог на рекламу (МБ).
• Гостиничный налог (МБ).
• Курортный сбор (МБ).
• Местные лицензионные сборы (МБ).
• Налог на использование местной символики (МБ).
К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
1. принцип единства;
2. принцип подвижности (эластичности);
3. принцип стабильности;
4. принцип множественности налогов;
5. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
► Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
► Принцип подвижности. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
► Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
► Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
► Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Наибольший налоговый пресс на деятельность предприятий оказывают налоги:
• НДС;
• акцизы;
• налог на прибыль;
• налог на доходы от государственных ценных бумаг;
• экспортно-импортные пошлины.
Кроме налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и перечислять страховые взносы и платежи во внебюджетные фонды.
Все перечисленные налоги и взносы как основные инструменты формирования рыночной экономики еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности. При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит.
Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.
В настоящее время происходит важный процесс переосмысления налоговой политики. Наряду с локальными поправками в налоговое законодательство, вызванными необходимостью срочно решать больные вопросы, в Минфине РФ подготавливаются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.
Новый подход к налоговой политике предполагает продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но быстротечный.
Девиз, под которым будет продолжаться налоговая реформа, в Минфине РФ сформулировали так: "Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины".
Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и сложены в проект Налогового кодекса РФ, подготовленного по заказу Минфина РФ и принятого в первом чтении Государственной Думой. Остановимся на некоторых его положениях.
Налоговый кодекс РФ должен систематизировать законодательство и унифицировать его понятийный аппарат, что во многом снизит конфликтность налоговых отношений и обеспечит дополнительные удобства для налогоплательщиков благодаря отмене сотен нормативных актов. Налоговый кодекс установит процедурные и процессуальные нормы, без которых любые декларации прав и обязанностей останутся всего лишь декларациями. Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы определить правила проведения проверок, выставления требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требований на период обжалования, применения репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях.
Страницы: 1, 2