Рефераты. Система налогообложения операций с ценными бумагами

В учете отражается дата продажи и стоимость проданных ценных бумаг, подлежащих выкупу при исполнении второй части соглашений о сделках купли-продажи ценных бумаг с обратным выкупом, дата выкупа и стоимость ценных бумаг, выкупленных при исполнении второй части соглашений о сделках купли».

Соединив все эти нормы вместе, мы получаем следующее.

Отражать результат сделки РЕПО только после ее завершения – требование, прямо установленное налоговым законодательством. Но насколько правомерно делать то же самое в бухгалтерском учете? Это вполне возможно. Согласно ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. №60н), одним из принципов учетной политики является приоритет содержания над формой. Если внешне РЕПО выглядит как две сделки купли-продажи, а по сути это выдача займа, то организация имеет право отражать соответствующие суммы не как доход от реализации ценных бумаг, а как заем. А доход отразить только после завершения всей сделки.

Налогообложение побочных доходов по сделкам РЕПО

В промежутке между первой и второй частями РЕПО покупатель по первой части сделки (у которого ценные бумаги в этот период находятся на балансе) может получить различные виды побочных доходов: курсовые разницы (если предметом РЕПО служат валютные ценности); проценты по этим ценным бумагам, выплаченные эмитентом; прибыль от краткосрочных спекулятивных операций.

В ст. 333 НК РФ среди побочных доходов указаны только курсовые разницы по валютным активам. Согласно абз. 5 этой статьи, курсовые разницы по ценным бумагам и валюте, которые возникают в период действия сделки РЕПО, не считаются доходом от РЕПО и облагаются налогом на общих основаниях.

Этот подход вполне можно применять и ко всем остальным видам побочных доходов от РЕПО. Все они должны облагаться налогом на общих основаниях, и платить налог должна та сторона, которая эти доходы получает.

Наибольшие сложности при налогообложении представляют собой прибыли (убытки) от спекулятивных операций с ценным бумагами в промежутке между первой и второй частями РЕПО.

Налогоплательщику необходимо вести раздельный учет доходов (расходов) по собственно сделке РЕПО и по сопутствующим операциям перепродажи. Это можно делать двумя способами: последовательно определять доходы (расходы) по всей цепочке операций и вести раздельный учет РЕПО и побочных спекулятивных операций.

Корректировка стоимости ценной бумаги до уровня первоначальной цены по первой части РЕПО может привести к появлению у налогоплательщика как дохода, так и убытка в зависимости от того, какой была цена откупа. В гл. 25 НК РФ не урегулирован вопрос о налогообложении этих сумм. По логике они должны включаться в налоговую базу по операциям с ценными бумагами соответствующей категории.

Суть второго метода в том, что доходы (убытки) по РЕПО считаются полностью отдельно от побочных операций. То есть ценные бумаги, полученные по первой части РЕПО, отражаются в налоговом учете по цене 100 руб. вплоть до момента их возврата при завершении сделки. При перепродаже ценных бумаг в налоговом учете показывается только выручка. Затраты отражаются позже, когда будет проводиться откуп ценной бумаги. То есть сначала показывается доход 110 руб., а позднее – расход 105 руб. (цена откупа).

Налогоплательщику такая методика может быть удобна, только если дата признания дохода будет определяться не на общих основаниях (в момент реализации), а позже – в момент признания расходов. Для этого налогоплательщик может ссылаться на принцип равномерности признания доходов и расходов (абз. 2 п. 2 ст. 271 и абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Однако гл. 25 НК РФ нигде прямо не предусматривает каких-либо отсрочек по признанию доходов от перепродажи ценных бумаг в рамках сделок РЕПО. Поэтому применять или нет данный принцип к этому случаю – вопрос спорный.

Особенности налогового учета процентов по ценным бумагам в рамках сделки РЕПО

Пункт 7 ст. 282 НК РФ требует, чтобы при отражении факта реализации ценных бумаг по второй части РЕПО в налоговом учете в цену реализации включался НКД на дату второй части РЕПО за минусом НКД на дату первой части РЕПО, а также все проценты, которые были получены от эмитента в промежутке между первой и второй частями РЕПО.

Однако здесь возникает несколько спорных вопросов. Во-первых, если предметом РЕПО служат государственные или муниципальные облигации, то разница НКД, уплаченного и полученного по ним, облагается по ставкам 15 или 0 процентов. Если при обратном выкупе облигаций в доход от РЕПО добавляется разница НКД, то по какой ставке она должна облагаться: 24 процента как все прочие доходы от РЕПО или по пониженным ставкам?

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ, налогообложение процентных доходов по сделкам РЕПО «осуществляется по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ». Это означает, что налогоплательщик, продав государственные облигации по окончании сделки РЕПО, может разделить свой доход на две части: «чистую» разницу цен первой и второй части РЕПО (облагается по ставке 24%) и разницу НКД на начало и конец сделки (облагается по ставкам для процентов по гособлигациям).

При этом покупатель по второй части РЕПО должен отразить их у себя в учете с тем же НКД, что и на дату первой части РЕПО. В итоге если позднее организация соберется продавать данные облигации, то НКД, уплаченный при покупке, будет считаться без тех сумм, которые «накапали» на данные ценные бумаги в процессе сделок РЕПО.

Во-вторых, сложности возникают с налогообложением процентов, которые выплачивает эмитент государственной или муниципальной ценной бумаги.

Продавец по второй части РЕПО, получив купон от эмитента в промежутке между двумя частями сделки, обложит его налогом по ставкам для процентов по гособлигациям. Затем он включит этот купон в цену выкупа по второй части РЕПО.

Как уже говорилось выше, его доход по сделке для целей налогообложения будет состоять из двух частей: «чистого дохода» от сделки РЕПО и сальдо НКД за весь период сделки и купонов, выплаченных эмитентом.

Первый вид дохода облагается по ставке 24 процента, второй – по ставкам для процентов по гособлигациям. При этом с части доходов второго типа на момент завершения РЕПО налог может быть уже уплачен при получении купона от эмитента (его надо вычесть из налоговой базы), а другая часть будет облагаться в том периоде, когда была завершена сделка РЕПО.

В этой ситуации есть особенности налогового учета не только у продавца, но и у покупателя по второй части РЕПО. У него облигации должны быть вновь отражены в налоговом учете по той же стоимости и с тем же НКД, что и до РЕПО. Если в процессе исполнения РЕПО были купонные выплаты от эмитента, это может привести к довольно сложной ситуации.

Если покупатель по второй части РЕПО в нашем примере опять отразит НКД в размере 2 процентов, а потом продаст эти ОВВЗ в следующем купонном периоде, возможно, разница НКД у него будет отрицательная (ведь отсчет НКД с начала следующего периода начинается заново).

Налогообложение дивидендов

Дивиденды, получаемые российскими организациями, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов. Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ, из дивидендов, предназначенных к выплате российским акционерам (участникам), сначала необходимо вычесть дивиденды, полученные от российских организаций (и уже обложенные налогом у источника выплаты) за текущий налоговый период, а также за предыдущий налоговый период. То есть налогоплательщику необходимо вести учет полученных им дивидендов нарастающим итогом за два года.

Если разница полученных и выплаченных дивидендов отрицательная, налог не берется и не возмещается из бюджета.

Для дивидендов российских акционеров (оставшиеся 20000 руб.) придется сделать специальный расчет. Из этих 20000 руб. надо вычесть 100000 руб. (дивиденды к получению). Разница этих сумм отрицательная, поэтому фирма А вообще не будет удерживать налог с дивидендов, которые она платит своим акционерам.

Налогообложение срочных сделок

Вопросы налогообложения инструментов срочных сделок (фьючерсов, опционов, форвардов и т.п.) изложены в ст. ст. 301 – 304 НК РФ.

Так как сами эти инструменты имуществом не являются и предметом реализации быть не могут, то доходы и расходы по ним являются внереализационными.

Финансовые инструменты срочных сделок делятся на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке. Доходы и расходы по ним считаются отдельно. Из доходов, полученных по инструментам срочных сделок, можно вычесть только расходы, прямо связанные с такими сделками.

Если по итогам года от операций с инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, получился убыток, его можно вычесть из общей налогооблагаемой прибыли без ограничений.

Если убыток был получен от операций с инструментами, не обращающимися на организованном рынке, то из общей суммы прибыли за этот год его вычесть нельзя, возможен только перенос таких убытков на будущее. Однако из этого правила есть два исключения.

Во-первых, разрешается вычитать из валовой прибыли убытки от срочных сделок на неорганизованном рынке при условии, что они заключены для страхования (хеджирования) ценовых рисков. Чтобы доказать, что налогоплательщик действовал на рынке как хеджер, а не как спекулянт, он должен представить соответствующие экономические расчеты.

Так, если благодаря фьючерсу на сахар этот сахар был продан с прибылью и это можно документально доказать, убытки и расходы по таким операциям можно вычесть из налогооблагаемой прибыли от реализации сахара.

Во-вторых, без ограничений принимаются для целей налогообложения убытки банков от инструментов срочных сделок с валютой на неорганизованном рынке.

Налогообложение операций доверительного управления

Согласно п. 2 ст. 276 НК РФ, «доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы».

Значит, фактически обязанность вести налоговый учет операций по доверительному управлению также возложена на управляющего. Он обязан, в частности, отдельно определять налоговую базу по доходам, которые облагаются в особом порядке (например, по процентам по государственным ценным бумагам).

Согласно п. 7.2.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, «налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями ст. 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.