Рефераты. Рынок ценных бумаг в Российской империи и в советский период

После Февральской революции 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. При этом ставка была сделана на осуществление внутренних заимствований. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что позволило относительно его стабилизировать.

Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении Займа свободы 1917 г. – первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой. Одновременно были предприняты попытки выпуска выигрышного и железнодорожного займов, но они также не имели успеха.

Еще одной неудачной и последней попыткой Временного правительства стал проект принудительного «Российского государственного 5,5 – процентного военного ликвидационного займа 1917 г.» сроком на 20 лет и объемом в 10 млрд. руб. Заем был предназначен для подписки среди строго определенных категорий физических и юридических лиц – в большей части представителей крупного капитала. Облигации могли приниматься в залог, доходы по ним освобождались от налога; предполагалось их свободное обращение на внутреннем рынке. Однако правительство не решилось на реализацию займа, поскольку из-за эскалации военных действий и крупных неудач на фронте его успех стал нереальным.




2.Обращение ценных бумаг в советский период

2.1 Обращение государственных ценных бумаг в советский период


После очередной смены политической власти в стране декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922–1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго хлебных и сахарного займов. Они носили краткосрочный (сезонный) характер – срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами – по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели успех: благодаря им в стране появился вторичный рынок облигаций.

1922 г. ознаменовался первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. В результате было организовано принудительное размещение, что затем стало широко практиковаться. Принудительно размещались: второй государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих, и др. Однако в период 1922–1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например крестьянские. Будучи вполне привлекательными для вкладчиков, они не были достаточно эффективными для государства, и их выпуск был прекращен.

В 1924–1925 гг. принимались меры по преодолению синдрома принудительных займов. Наркомат финансов практиковал фондовые интервенции.

Купля-продажа государственных ценных бумаг изначально проводилась Госбанком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации 1927–1928 гг. первичного и вторичного рынков единственным посредником между государством и населением стал выступать институт сберкасс. Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счет бюджета страны.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем подобные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке. Их организационные основы во многом совпадали с устоями дореволюционной биржи, и вся деятельность фондовых отделов жестко контролировалась и регламентировалась государством.

Определенное время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами на вторичном рынке стали доминировать, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Если в 1923–1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял около 3 млн. руб., то в 1925–1926 гг. он уже превышал 16 млн. руб.

Главными участниками биржевой торговли были кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали примерно 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа являлся уже прерогативой физических лиц и в буквальном смысле был уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о Московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи (в обиходе – «американки») начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками «американок» стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них был ограничен.

Управление «американками» отличалось либеральностью по сравнению с фондовыми отделами бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Прецедент создания вечерних бирж не имел аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков.

С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР стал окончательно государственным.

С начала 1930-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 1920-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд. руб., а в течение 1941–1945 гг. – более 76 млрд. руб.

После войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936–1946 гг., в облигации Государственного 2%-ного займа 1948 г. Одновременно проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г. были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд. руб. Облигации государственных займов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 1920-е годы они приносили годовой доход в 6–12%, то в последующем доход составлял лишь 2–4%. Непривлекательность облигаций компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Зачастую часть заработной платы трудящимся принудительно выдавалась облигациями, что позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования. В 1950-е годы, например, число держателей облигаций превышало 70 млн. чел.

Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективности их использования и не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимали конверсии одних займов в другие. В апреле 1957 г. СССР в было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных ценных бумаг на долгое время была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков – с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г. В 1960-е годы было осуществлено размещение лишь одного Государственного 3% выигрышного займа, завершившего обращение в начале 1980-х. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-ного выигрышного займа.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 1920-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.

Затем были выпущены Государственные казначейские обязательства 1990 г., сроком на 16 лет, с доходностью 5%. Вскоре в целях повышения привлекательности этих бумаг срок обращения по ним пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в той же пропорции; предпринятые меры ненадолго оживили их реализацию.

В это же время на 16 лет были эмитированы облигации Государственного внутреннего 5%-ного займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме.

В середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8,5%-ного займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР преемником союзных долгов стала Россия.


2.1 Обращение частных ценных бумаг в советский период

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Эта комиссия определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием. Суммарный капитал таких учреждений, в том числе банков, превысил к 1925 г. 300 млн. руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок также не получил значительного развития.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 1930-х до конца 1980-х годов, стала возрождаться в виде появления суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986–1987 гг. Львовское ПО «Конвейер», получившее статус государственного акционерного социалистического предприятия, первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они в принципе не могли изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления правового обеспечения, последовали многие другие предприятия.

В целях упорядочения этой стихийной практики Совмин СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус «акций трудового коллектива», предназначенных для работников коллективов, и «акций предприятий и организаций» – для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий, например АО «КАМАЗ», АО «Пермавиа» и др. Это стало очередным шагом на пути возрождения рынка реальных долевых ценных бумаг. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Совмином СССР в середине 1990 г. постановления об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах. Немногим более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1,5 тыс. АО и ООО, суммарный уставный капитал которых в действовавшем масштабе цен превышал 25 млн. руб.

Первые АО, образованные на основе собственности государственных предприятий, будучи обществами закрытого типа, не продавали свои акции на рынке. Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990 – начале 1991 г. Открытую продажу ценных бумаг на рынке стали практиковать появившиеся инвестиционные компании, в частности ВПИК, РИНАКО, НИПЕК и др.

В конце 1991 – начале 1992 г. на фондовом рынке страны появились акции иностранных, преимущественно американских, компаний, например Bank of America, Boeing Соmр., Chrysler Corp., Hitachi, Xerox и др.

С развитием рынка частных ценных бумаг в стране начал возрождаться и институт фондовой биржи. В числе первых в ноябре 1990 г. были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году образовались биржи Ленинградская (впоследствии Санкт-Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская (преобразована из фондового отдела РТСБ) и др. Их учредителями были крупные организации и предприятия различных сфер деятельности. Так, в состав 24 участников ММФБ входили союзное и республиканское министерства финансов, ряд других министерств и ведомств, Сбербанк России, Мосбизнесбанк и др. Учредителями МЦФБ стали 123 участника – преимущественно крупные промышленные предприятия и организации.

В связи с дефицитом ликвидных ценных бумаг на рынке главный предмет биржевых сделок определенное время составляли кредитные ресурсы, валюта, брокерские места и др. Основная масса сделок с акциями приходилась на внебиржевой оборот.

В 1992 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, куда вошли представители фондовых бирж, Центрального банка, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и др. Фондовые биржи начали формировать органы саморегулирования, первым из них стала Федерация фондовых бирж, призванная осуществлять информационно-консультативное обеспечение участников и координацию биржевой деятельности.

Особый этап развития отечественного фондового рынка связан с появлением на нем в октябре 1992 г. государственного приватизационного чека (ваучера). Он бесплатно выдавался всем совершеннолетним гражданам страны и в течение установленного времени обменивался на акции приватизированных государственных предприятий. Цель эмиссии ваучера – желание государства видеть поголовно каждого гражданина страны собственником части приватизированного государственного имущества.

Таким образом, с определенным допущением можно считать, что в начале 1990-х годов в России вновь начал функционировать рынок ценных бумаг.




Заключение

Возникновение российского рынка ценных бумаг исторически восходит к эпохе правления Екатерины II, когда в 1769 г. Россией был размещен в Голландии первый государственный внешний заем.

Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились в период правления Александра I в связи с известным Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. По периоду обращения облигаций государственные займы Российской империи делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные.

Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 г. Закона о промышленных обществах. Торговля ценными бумагами в Российской империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков.

К началу XX в. российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался как структурно, так и функционально, достигнув пика в 1914 г. Однако по степени развития он отставал от западных соседей, особенно Германии, Франции, Англии и США, а к концу 1917 г. прекратил свое существование.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922–1923 гг.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 1930-х до конца 1980-х годов, стала возрождаться в виде появления суррогатов акций и негосударственных облигаций.

В конце 1991 – начале 1992 г. на фондовом рынке страны появились акции иностранных, преимущественно американских, компаний, например Bank of America, Boeing Соmр., Chrysler Corp., Hitachi, Xerox и др.

Таким образом, в начале 1990-х годов в России вновь начал функционировать рынок ценных бумаг.


Список использованной литературы


1. Рынок ценных бумаг/ А.Ю. Архипов; под ред. А.Ю. Архипова, В.В. Шихерева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

2. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 436 с.

3. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов/ под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.