Рефераты. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути развития

Основная обязанность регистратора - своевременное предоставление реестра эмитенту. Другая обязанность регистратора, тесно связанная с основной, - ведение лицевых счетов владельцев ценных бумаг и номинальных держателей счетов, которые при бездокументарном выпуске удостоверяют право собственности на ценные бумаги.

Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав собственности на ценные бумаги, т.е. депозитарий ведет счета, на которых учитывается ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг [20, c. 45].

Расчетно-клиринговая организация - это специальная организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организационного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

- минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

- сокращение времени расчетов;

- снижение до минимального уровня всех видов рисков, которые имеют место при расчетах [2, c. 289].

Расчетно-клиринговая организация - это коммерческая организация, которая должна работать с прибылью. Ее уставной капитал образуется за счет взносов ее членов. Основные источники доходов складываются из:

- платы за регистрацию сделок;

- доходов от продажи информации;

- доходов от обращения денежных средств, находящихся в распоряжении организации;

- поступлений от продажи своих технологий расчетов, программного обеспечения и т.п.;

- других доходов.

Организатор торговли – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

- правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

- правила допуска к торгам ценных бумаг;

- правила регистрации сделок;

- правила заключения и сверки сделок;

- порядок исполнения сделок;

- правила ограничивающие манипулирование ценами;

- расписание предоставления услуг организаторам торговли на рынке ценных бумаг [3, c. 311].

Таким образом, участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.


1.4 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг


По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг. Такими органами являются фондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционирования финансовых рынков.

Фондовая биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации в целях ознакомления всех заинтересованных лиц регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах) [8, c. 98].

Объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одном помещении, фондовые биржи создают условия для концентрации спроса и предложения, а также повышения ликвидности рынка в целом. Для бирж присуща определенная система организации торговли, к основным принципам которой относятся:

- проверка качества и надежности продаваемых ценных бумаг;

-установление на основе аукционной торговли единого курса на одинаковые ценные бумаги одного эмитента;

- гласность совершаемых на бирже операций.

Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер ее деятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль от работы биржи, потребовалось бы максимально увеличить сборы с ее членов, что вынудило бы часть из них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами, необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, и не используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства в уставный капитал биржи.

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества.

Следует отличать учредителей фондовой биржи от ее акционеров и членов Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовой биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи, а также служащим самой биржи.

Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др.

В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»

Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности, относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.

Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговый терминал в своем офисе.

В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [25, c. 434].

Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами.


2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы


2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг


Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:

-        создание необходимых условий для работы всех участников рынка;

-        защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

-        обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

-        создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;

-        создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;

-        воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики) [27, c. 189].

Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

-        создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

-        лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

-        страхование инвесторов и защита их прав;

-        аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

-        постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

-        контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

-        систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;

-        предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

-        предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.

Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.