Рефераты. Российская налоговая система

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышении налоговой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигают максимума, а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодно развивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либо налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов.

Однако именно распределение налогового бремени является, по моему мнению, главной проблемой для России. Учитывая, что у основной массы налогоплательщиков резко уменьшились доходы, а значит уменьшилась база для налогообложения, возникает вопрос о необходимости компенсировать эти потери. Для этого необходимо снова ввести прогрессивную ставку подоходного налога. Основные поступления в бюджет должны приходить от людей с очень высоким уровнем доходов, которых в нашей стране немало. Для этого, к примеру, можно сделать ставку подоходного налога 30% для граждан, чей доход превышает 5 млн. рублей в год, 50% для граждан, годовой доход которых превышает 50 млн. рублей как это делают в настоящее время все развитые страны. Еще одной проблемой, актуальной для России, является теневая экономика. Ведь не платят же налоги “теневики”, а показатель ВВП досчитывается на предполагаемый объем произведенного ими продукта. Изымаемая доля ВВП рассчитывается из фактически полученных бюджетом денежных средств, а при нынешней ситуации начисленные и уплаченные платежи это не одно и тоже. Поэтому теневой бизнес очень сильно ударяет по налоговой системе и сбору налогов.

Существование в РФ системы налоговых льгот также является причиной недополучения средств в бюджет страны. Наличие большого числа таких льгот, конечно, оправданно с точки зрения экономической политики поддержки отдельных отраслей производства, но средний показатель налогового бремени должен корректироваться с учетом этих условий.

Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.

Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

·                   российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;

·                   налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.

·                   проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.


Список литературы


1.                Конституция Российской Федерации // Информационная система “Гарант”.

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)// Информационная система “Гарант”.

3.                Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая)// Информационная система "Гарант".

4.                Гражданский кодекс Российской Федерации // Информационная система "Гарант".

5.                Федеральный закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 г. № 2118-1// Информационная система "Гарант".

6.                Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ// Информационная система "Гарант".

7.                Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” от 09.07.99 г. № 155-ФЗ.// Информационная система "Гарант".

8.                Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ “О бюджетной политике на 2005 год и на среднесрочную перспективу”. “Российская газета” от 03.07.2004 г.

9.                Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации // Экономист. - 2006. - № 2. - С. 56.

10.           Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. - 2007. - № 5. - С. 19.

11.           Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005.

12.           Горский И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. - 2007. - №8. - С.37.

13.           Евсеева А.А. Счастливый билет российского налогоплательщика // Налоговые известия. - 2006. – № 16.

14.           Евсеева А.А. НДС: 35 статей лучше 8, но без разъяснений все равно не обойтись/Налоговые известия. – 2004. - № 18.

15.           Ильин А.В. Налоговый механизм государственного регулирования доходов // Финансы. - 2005. - №3.

16.           Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2009.

17.           Максимова О. Фискальная политика: проблемы и перспективы // ПТиПУ. - 2006. - №7. – С. 19-31.

18.           Мельникова Н.П. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы // Финансы и кредит. -2008. - №6.

19.           Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006.

20.           Пансков В. Близка ли к завершению налоговая реформа // РЭЖ. – 2007. - №3.

21.           Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. – 2008. - №1. – С. 70-79.

22.           Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004. – 504 с.

23.           Черник Д.Г. Перекосы налоговой реформы // Эксперт. – 2007. - №37.

24.           Шакиров Н. Шакиров И. Оптимизация налоговой системы // Экономист. – 2007. - №9. – С. 55-62.

25.           Юткина Т.Ф. Методологические основы налогообложения. – Сыктывкар, 2003.

26.           «Консультант-плюс»: законодательство РФ – #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171

[2] Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005

[3] Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2009.

[4] Юткина Т.Ф. Методологические основы налогообложения. – Сыктывкар, 2003.

[5] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. С 53

[6] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. С.348.

[7] Максимова О. Фискальная политика: проблемы и перспективы // ПТиПУ. - 2006. - №7. – С. 24-25.

[8] Юткина Т.Ф. Методологические основы налогообложения. – Сыктывкар, 2003. С. 349.

[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] НДС: 35 статей лучше 8, но без разъяснений все равно не обойтись / Под ред. г. “Налоговые известия” № 18, 2004.

[11] Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005.

[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Пансков В. Близка ли к завершению налоговая реформа // РЭЖ. – 2007. - №3.

[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] www.r51.nalog.ru

[16] Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005. С. 199.

[17] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ “О бюджетной политике на 2005 год и на среднесрочную перспективу”. “Российская газета” от 03.07.2004 г.

[18] Шакиров Н. Шакиров И. Оптимизация налоговой системы // Экономист. – 2007. - №9. – С. 56-59.

[19] Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. – 2008. - №1. – С. 73-77.

[20] Евсеева А.А Счастливый билет российского налогоплательщика / Под ред. г. “Налоговые известия” № 16, 2006.

[21] Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации // Экономист. - 2006. - № 2. - С. 56.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.