Рефераты. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Преобразование МНС России в федеральную службу и передача отдельных функций МНС России Министерству финансов России соответствуют новым представлениям о задачах и функциях федерального министерства. В соответствии с п. 3 вышеуказанного Указа Президента федеральное министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом федеральная служба в пределах своей компетенции может издавать только индивидуальные правовые акты. Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ [7, с. 10].

Названные изменения в функционировании органов исполнительной власти нашли свое отражение в п. 1 ст. 34.2 НК РФ, которым закреплен переход в ведение Минфина России ряда функций, ранее принадлежавших МНС России, а именно: дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждение форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Положение о ФНС России было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, в соответствии с которым ФНС России является, как уже было отмечено, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Систему налоговых органов составляют: 1) ФНС России и 2) территориальные органы ФНС России.

Служба и ее территориальные органы - управления службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. Уточним, что межрегиональные инспекции, в свою очередь, делятся на межрегиональные по федеральным округам и межрегиональные по крупнейшим налогоплательщикам.

Инновативной организационной мерой в рамках модернизации налоговых органов Л.Ф. Кваша выделяет создание межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам. Это территориальные налоговые органы, созданные для обеспечения деятельности уполномоченных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Структура центрального аппарата ведомства утверждена Приказом ФНС России от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-15/1@, в соответствии с которым налоговая служба представлена 26 управлениями.

В целом необходимо отметить, что внутреннее устройство налоговых органов в основном предопределяется теми фактическими видами деятельности, которые нашли свое отражение в ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", установившей еще в 1991 г. полномочия налоговой администрации.

Вместе с тем налоговые органы по способу решения задач, отнесенных к их компетенции, являются единоначальными. Каждый налоговый орган возглавляет руководитель, статус которого и предопределяет его ключевые возможности при разрешении задач, возложенных на конкретные налоговые органы. Руководитель налогового органа олицетворяет в юридическом плане государственную административную власть, так как должен обеспечить реализацию, во-первых, функции налогообложения в пределах соответствующей юрисдикции, во-вторых, осуществление общих функций управления. Для этого он как субъект административной власти использует предоставленные ему правовые, информационные, технические и иные ресурсы, которыми обладает в силу служебного положения.

Важно помнить, что непосредственно обязанности налоговых органов исполняются их должностными лицами, которыми признаются государственные служащие Российской Федерации, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах [15, с. 20].

Для выполнения задач, возложенных на ФНС РФ и ее территориальные подразделения, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы наделены достаточно широкими полномочиями.

В частности, они вправе требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; проводить налоговые проверки; изымать документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов; приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории; определять в необходимых случаях суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам; требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки и пени; предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Налоговым органам предоставлены и некоторые другие права. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"  контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложен на налоговые органы.

Вместе с тем налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Порядок такого взаимодействия определяется в соответствующих нормативных актах, таких как: 1) Приказ МВД России N 76, МНС России от 22 января 2004 г. N АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений"; 2) Приказ Минюста России N 289, МНС России от 13 ноября 2003 г. N БГ-3-29/619 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов РФ и Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации"; 3) Регламент взаимодействия МНС России и ЦБ РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций (утвержден МНС России N БГ-16-09/86, ЦБ РФ N 01-33/2202 от 26 июня 2002 г.).
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе реализации принудительного механизма в налоговой сфере.

Отметим, что Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее - ФСЭНП) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России и составляет единую систему специализированных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства.
Полномочиям ФСЭНП свойственна достаточно узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. Федеральная служба реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. Важно отметить, что если налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, то ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонарушения и преступления.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Отметим, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, имеют право, как уже было отмечено, затребовать необходимые документы, проводить осмотры и инвентаризации. Причем формы всех документов, необходимых для законного проведения проверки, ФНС России утверждает сама.

Роль налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений, уполномоченных осуществлять контрольные функции, функции по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, начинается с момента обращения субъектов гражданского права с целью регистрации своего статуса как юридического лица в предусмотренной Гражданским кодексом РФ организационно-правовой форме или индивидуального предпринимателя. Данная обязанность на Федеральную налоговую службу РФ возложена Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.