В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.
В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона - предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной национализации.
В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.
В Думе находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов, касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте, должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.
Инвестиционный климат в России зависит также от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций, устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно- практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться внимание также таким вопросам, как:
. развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных инвесторов;
. маркетинг инвестиционных программ и проектов;
. развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги
. потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
. формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных
. материалов об условиях инвестирования;
. выпуск специальных информационных изданий;
. формирование положительного образа России как страны, принимающей
. иностранные инвестиции;
. проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными предпринимателями. Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно, увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные экономические зоны России перестанут быть «камнем преткновения» и откроют новые перспективы для подъема российской экономики. Заключение
СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как производителя высокотехнологической продукции, так как Россия имеет широкие возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.
Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит в том, что целью их создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно- технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно- технического потенциала.
Мировой опыт свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные, например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым распространенным недостаткам и просчетам можно отнести: - неудачный выбор месторасположения зоны; - недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение); - недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет, министерство экономики и тому подобное).
В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор - глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние российской экономики, видно, что создание СЭЗ в России может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. Свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня. Однако Россия пошла другим путем: СЭЗ создала, а финансировать их не стала. Возможно, предоставление налоговых льгот должно было стать основным привлекательным моментом в российских СЭЗ.
Но нельзя преувеличивать роль налоговых льгот в создании СЭЗ, так как они не всегда обеспечивают экономический рост. Для крупных инвесторов льготы иногда имеют второстепенное значение в отличие от малого и среднего бизнеса, которые всегда ощущают недостаток свободного капитала. Налоговые льготы и природные ресурсы не всегда могут заменить отсутствие современной инфраструктуры, которую обязана создать страна, принимающая на свою территорию СЭЗ. С другой стороны, завышенные льготы для иностранных инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики, поэтому ставки налогообложения должны быть детально обоснованными. Регулирующие механизмы создания и функционирования всех без исключения СЭЗ должны быть четко определены, а также обоснованы альтернативные варианты развития СЭЗ, связанные с перспективами будущего развития или перестройки экономики России, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка, решением проблем выравнивания уровней социально-экономического развития по регионам страны.
Отсутствие альтернативных вариантов привело к определенной консервации СЭЗ в своем развитии, отдаляясь при этом от потребностей отечественной экономики в целом и проблем регионального развития в частности.
Создание СЭЗ в России не оправдало себя. Причинами этого стало: недостаточное финансирование из-за дефицита бюджетных средств; неразвитая инфраструктура регионов, в которых практиковалось создание СЭЗ, отсутствие или малое предоставление льгот (налоговых, таможенных и пр.); несовершенное законодательство (недоработанные и не до конца продуманные законы о СЭЗ и пр.). И, как следствие, создание СЭЗ мало повлияло на интеграцию России в мировую экономику, если не учитывать огромное количество товаров и валюты, вывезенной за границу (п. 2.2.).
Однако, на мой взгляд, при серьезном и разумном подходе к решению возникших проблем, учитывая первый неудачный опыт создания СЭЗ, СЭЗ в России могут и должны работать. При создании необходимых благоприятных условий зоны в России «расцветут», и в российскую экономику хлынут потоки иностранных инвестиций, позволящих возродить и укрепить экономику нашей страны. Взаимовыгодное и честное сотрудничество СЭЗ с иностранными партнерами станут первым уверенным шагом на пути интеграции России в мировую экономику.
Приложение 1. Основные модели свободных зон
типовые размеры и состав льгот
|Виды свободных зон|Размеры |Наличие |Базовые |Основные | | |(кв. км) |таможенной |льготы[6] |регионы/страны| | | |границы | |распространени| | | | | |я | |1 |2 |3 |4 |5 | |Зоны свободной |до 3-5 |обязательно|таможенные |Крупные | |торговли | | | |транспортные | | | | | |узлы в | | | | | |развивающихся | | | | | |и развитых | | | | | |странах | |Промышленно-производственные: | |а). точечные |до 1-2 |отсутствует|таможенные |Бразилия, | | | | | |Мексика, | | | | | |Пуэрто-Рико, | | | | | |Филиппины, | | | | | |Карибский | | | | | |бассейн | |б). промпарки |0,1-0,5 |не |таможенные |ЮВА, Мексика | | |1-20 |обязательно| | | |Торгово-производст|1-4 |обязательно|таможенные |США | |венные | | | | | |Зоны малого |0,01-3 |отсутствует|финансовые, |Индия, Ближний| |бизнеса | | |налоговые |Восток, | | | | | |Аргентина, | | | | | |Франция | |Технико-внедренчес|2-20 |не |налоговые |НИС | |кие | |обязательно| |Юго-Восточной | |(научно-производст| | | |Азии | |венные) | | | | | |Оффшорные |0,05-0,1 |отсутствует|налоговые |Карибский | |финансовые центры | | | |бассейн, | | | | | |Гонконг, | | | | | |Сингапур | |Комплексные: | |а). специальные |16-330 |обязательно|таможенные, |КНР | |экономические | | |налоговые, | | | | | |финансовые | | |б). территории |2 200 000 |обязательно|таможенные, |Бразилия | |особого режима |(льготируе|для части |налоговые, |("Манаус"), | |типа зоны "Манаус"|тся до |зоны |финансовые |Аргентина | | |10 000) | | |("Огненная | | | | | |земля") |
|1 |2 |3 |4 |5 | |в). |в пределах |обязательно для|налоговые, |Россия | |особые |адм.-территориаль|отдельных |таможенные,|(Калининградск| |экономиче|ных образований |локальных зон, |финансовые |ая обл., | |ские зоны|(город, район) |находящихся на | |проекты для | | | |территории | |других | | | |особой зоны | |территорий)[7]|
Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3.
Список литературы
1. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995,
N 1-2, с.8.
2. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N
3, c.48-50.
3. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.
4. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ,
1994, N 28, с.40-45.
5. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,
1994, N 3, c.53-54.
6. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. -
Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
7. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в
РСФСР".
8. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди,
1994, N 3, c.44-46.
9. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление
Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики". 10. Независимая газета, 27.10.2000. 11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от
25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах". 12. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки
Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N
540. 13. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области
(СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N
497. 14. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе". 15. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка". 16. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод". 17. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства". 18. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства". 19. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны". 20. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
21. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России.
- Бизнес, 1996, N 7, с.38-39. 22. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44. 23. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-
140. 24. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно- аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3. 25. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,
1997, N 12, с.1. 26. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.
Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". 27. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
28. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево". 29. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах
"Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал". 30. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". 31. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области". 32. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" 33. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности". 34. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. -
Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25. 35. ЭиЖ-Сибирь, 2000, октябрь, № 18 (132) 36. Экономика предприятия, 1999, № 2-3, с. 24-34 ----------------------- [1] Преференции – преимущества, финансовые льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государствам, носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке. [2] Технологический парк – новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде научных организаций, проектно- конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделения. Создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточию высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы; часто имеет льготное налогообложение. [3] Технополис – комплекс высокотехнологичных экологически чистых промышленных систем, совмещенный с благоприятной средой обитания и жизнедеятельности людей, рекреационными зонами, предназначенными для отдыха. Прообразом технополисов были новосибирский Академгородок, научный центр в подмосковном Троицке. [4] Де-юре – в международном праве: полное, окончательное и официальное признание (государства, правительства и др.). [5] ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития. [6] Административные льготы являются базовым для всех видов зон. [7] Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7