Рефераты. Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации p> За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На
20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств.[11]

Таблица 2.2.1
Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП
|Недоимки |
|1992 г. |
|1993 г. |
|1994 г. |
|1995 г. |
|1996 г. |
|1997 г. |
|1998 г., первое полугодие |
| |
|В федеральный бюджет |
|0,3 |
|1,2 |
|2,0 |
|2,1 |
|1,0 |
|1,2 |
|2,1 |
| |
|В консоли- |
|дированный бюджет |
|0,5 |
|2,0 |
|3,0 |
|3,9 |
|1,7 |
|2,9 |
|3,9 |
| |

Таблица 2.2.2
Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП
|Расходы |
|1992 |
|1993 |
|1994 |
|1995 |
|1996 |
|1997 |
|1998 |
| |
|На органы государственной власти и управления |
|0,6 |
|0,9 |
|1,1 |
|0,7 |
|0,8 |
|1,1 |
|1,1 |
| |
|На оборону |
|4,7 |
|4,4 |
|4,4 |
|3,0 |
|2,9 |
|3,0 |
|2,1 |
| |
|На правоохранительные органы |
|1,4 |
|1,6 |
|1,8 |
|1,6 |
|1,8 |
|2,1 |
|1,6 |
| |
|На науку |
|0,6 |
|0,6 |
|0,5 |
|0,3 |
|0,4 |
|0,4 |
|0,2 |
| |
|На социальные и коммунальные услуги |
|13,8 |
|18,0 |
|18,0 |
|16,0 |
|16,6 |
|17,4 |
|16,6 |
| |
| |
|на образование |
| |
| |
|3,8 |
|4,3 |
|4,4 |
|3,6 |
|3,8 |
|4,1 |
|3,6 |
| |
| |
|на культуру, искусство, средства массовой информации |
| |
| |
|0,6 |
|0,6 |
|0,7 |
|0,6 |
|0,5 |
|0,6 |
|0,4 |
| |
| |
|на здравоохранение и физкультуру |
| |
| |
|2,6 |
|3,3 |
|3,1 |
|2,5 |
|2,6 |
|4,1 |
|3,8 |
| |
| |
|на социальное обеспечение |
| |
| |
|6,8 |
|9,7 |
|9,7 |
|9,3 |
|9,7 |
|8,7 |
|8,7 |
| |
|На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству|
| |
|20,9 |
|12,7 |
|10,9 |
|9,7 |
|9,0 |
|9,4 |
|7,4 |
| |

Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести порядок в расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема сложнее.

С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25%
ВВП, в рамках консолидированного бюджета - 45-50%, что непосильно для российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.

За 1992-1999 гг. расходы консолидированного бюджета (по отношению к
ВВП) уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько выросли
(правда, реальные расходы государства сократились в 2,5 раза, а на социальные нужды значительно меньше - сокращение примерно на треть).

С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. А его расходы на поддержание высокого уровня образования населения отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

На возможности сокращения расходных обязательств государства серьезно влияет заложенный в Конституцию 1993 года механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика была призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортную и политически беспроигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за результаты социально-экономического курса. Особенно болезненно такое положение отражается при прохождении через Госдуму федерального бюджета. У депутатов нет желания делить ответственность с правительством за социальные последствия исполнения нереального по расходам бюджета.

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. В бывшем
СССР дефицит бюджета начал расти еще в 1986 г. из-за падения мировых цен на нефть и в результате капиталовложений в рамках политики "ускорения"
(реформ, направленных на возобновление экономического роста). За 1985-1989 гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии", предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения зарплаты. В результате в 1990 г. средняя реальная зарплата на 27% превышала уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских кредитов и дотаций из госбюджета.

До 1990 г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства.
Такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд до 67 млрд долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг
30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - стремительное наращивание денежной массы.[12]

Таблица 2.2.3

Доходы, расходы и дефицит бюджета, % ВВП
| |
|1992 г. |
|1993 г. |
|1994 г. |
|1995 г. |
|1996 г. |
|1997 г. |
|1998 г. |
| |
|Федеральный бюджет |
| |
|Доходы |
|17,7 |
|14,7 |
|12,7 |
|14,3 |
|12,7 |
|12,4 |
|11,3 |
| |
|Расходы |
|47,2 |
|24,5 |
|24,5 |
|19,2 |
|20,1 |
|18,4 |
|14,1 |
| |
|Дефицит |
|-29,5 |
|-9,8 |
|-11,8 |
|-4,9 |
|-7,4 |
|-6,0 |
|-2,8 |
| |
|Консолидированный бюджет |
| |
|Доходы |
|40,4 |
|40,6 |
|36,3 |
|35,8 |
|36,3 |
|36,4 |
|35,0 |
| |
|Расходы |
|65,1 |
|48,6 |
|47,5 |
|41,1 |
|43,0 |
|43,1 |
|39,2 |
| |
|Дефицит |
|-24,7 |
|-8,0 |
|-11,2 |
|-5,3 |
|-7,7 |
|-6,6 |
|-4,2 |
| |

[pic]
Рис. 2.1 Диаграмма доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, % ВВП
[pic]
Рис. 2.2 Диаграмма доходов, расходов и дефицита консолидированного бюджета,

% ВВП

Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного дефицита в России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то время с бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для страны, которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40- процентном сокращении ВВП и при все еще значительных государственных расходах (за последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения уменьшился на 40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай,
Албания, Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект проблемы - слабость частной финансовой системы, которая не может связать на длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.

2.3 Существующие методики финансовой помощи регионам

Через Федеральный фонд финансовой поддержки регионов проходит примерно
16,5% всех финансовых ресурсов, перераспределяемых между уровнями бюджетной системы. До принятия "Концепции реформирования межбюджетных отношений" его средства распределялись между субъектами РФ не абсолютными суммами, а долями от всех средств, включенных в ФФПР. Только ленивый не критиковал этот способ дотирования регионов. Попытки переработать методику распределения ФФПР в 1996-1997 гг. закончились провалом. Новые методики были настолько запутаны и оторваны от жизни, что в качестве базового варианта при согласительных процедурах в Госдуме использовались пропорции распределения, разработанные еще в 1995 г. В результате размеры финансовой поддержки определялись не столько экономическими, сколько политическими соображениями.

Согласно Концепции в 1998-2001 гг. предстоит перейти к нормативной оценке бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и ответственности. В 1998 г. разработаны нормативы финансирования расходов на ЖКХ, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим детей. В 1999 г. должны быть разработаны и утверждены нормативы затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной деятельности, культуры и другие, необходимые для определения обоснованных бюджетных потребностей субъектов Федерации. С 2000 г. расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации будут полностью оцениваться на нормативной основе. Субъектам рекомендовано не позднее 2001 г. перейти на нормативную оценку потребностей бюджетов муниципальных образований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.