Существенный рост расходов в июле текущего года в основном связан с освоением средств, предусмотренных на строительство объектов Универсиады и Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы бюджета республики за 9 месяцев 2009 года увеличились на 5 млрд. 990 млн. рублей или на 7,8%.
Основное увеличение произошло за счет роста расходов по разделам «Национальная экономика», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Социальная политика» и «Межбюджетные трансферты».
По сравнению с уровнем 2008 года расходы увеличились:
– по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – на 65,9% или на 3 млрд. 714 млн. рублей в основном ввиду освоения федеральных средств, направленных на строительство и реконструкцию объектов Универсиады 2013 года в Казани;
– по разделу «Социальная политика» – на 48,6% или на 3 млрд. 440 млн. рублей за счет роста расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения;
– по разделу «Национальная экономика» – на 17,8% или на 3 млрд. 923 млн. рублей за счет роста расходов на реализацию Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы, а также программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы»;
– по разделу «Межбюджетные трансферты» – на 2,4% или на 627 млн. рублей в основном за счет роста объемов трансфертов, передаваемых Фонду обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (в 2008 году расходы на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения производились по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»).
По другим разделам классификации расходов бюджета Республики Татарстан расходы исполнены в меньших объемах по сравнению с уровнем 2008 года.
Наибольшее снижение расходов наблюдается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 82,8% или на 3 млрд. 767 млн. рублей в связи с учетом средств на реализацию программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» в текущем году на специальном внебюджетном счете.
В объеме годовых назначений профинансированы 3 республиканские целевые программы: программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» (2008–2010 годы)», Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан на 2009–2011 годы, Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007–2009 годы. [39]
По отдельным программам отмечается низкий уровень исполнения расходов. В отчетном периоде не производились расходы по республиканской программе по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009–2010 годы, при этом средства из бюджета республики на данную Программу выделены в объеме 2 млн. рублей.
В рамках расходов на развитие социальной и инженерной инфраструктуры осуществлялись расходы по следующим ведомственным программам:
– по Программе капитальных вложений Республики Татарстан на 2009 год – 905 млн. рублей, что в 2,3 раза превышает утвержденные назначения. Превышение обусловлено выделением из резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан дополнительных ассигнований в объеме 589 млн. рублей на реализацию Программы;
– по Программе «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006–2010 годы» – 999 млн. рублей или 99,99%.
Расходы на реализацию Программы природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2009 год в отчетном периоде составили 31 млн. рублей или 24,9% от утвержденных назначений.
По Программе дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы расходы исполнены в объеме 8 млрд. 733 млн. рублей.
Общая сумма финансирования за 9 месяцев 2009 года приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное комфортное жилье – гражданам России» и «Здоровье» в Республике Татарстан и мероприятий в области сельского хозяйства составила 17 млрд. 039 млн. рублей или 94,2% от годовых назначений (таблица 3).
Таблица 3
Наименование
Плановые назначения на 2009 год, (тыс. руб.)
Профинансировано за
9 месяцев 2009 года
(тыс. руб.)
(%)
ПНП «Образование», в том числе за счет средств:
1 118 801
932 363
83,3
– федерального бюджета
543 743
454 716
83,6
– бюджета республики
575 058
477 647
83,1
ПНП «Здоровье», в том числе за счет средств:
3 472 117
2 835 146
81,7
2 427 554
1 726 305
71,1
– консолидированного бюджета республики
1 314 563
1 108 841
84,4
ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в том числе за счет средств:
797 312
765 567
96,0
624 202
592 457
94,9
173 110
100,0
Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы», в том числе за счет средств:
12 700 000
12 506 800
98,5
6 900 000
8 575 100
124,3
5 800 000
3 931 700
67,4
ВСЕГО
18 088 230
17 039 876
94,2
Общая сумма финансирования за 9 месяцев 2009 года приоритетных национальных проектов
По ПНП «Образование» из семи запланированных – профинансированы шесть направлений.
В отчетном периоде в связи с отсутствием нормативно-правовых актов, закрепляющих права и обязанности сторон (между Министерством образования и науки Российской Федерации и Республикой Татарстан), не реализовывалось направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
По ПНП «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» профинансированы все запланированные направления.
За 9 месяцев 2009 года по программе «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы» из двадцати запланированных профинансировано девятнадцать мероприятий, не производились расходы на увеличение уставного (паевого) фонда кредитных кооперативов.
3 Основные приоритеты формирования бюджета Республики Татарстан
Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Это коснулось и бюджета Республики Татарстан.
В прошлом году в связи с кризисными тенденциями в мировой и российской экономике произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в бюджетную систему. В Республике Татарстан в этот период существенные потери понес и республиканский бюджет. Объем снижения плана поступлений по налогам на прибыль и на добычу полезных ископаемых составил 15 млрд. руб. или более 28% от первоначально утвержденного регионального бюджета на 2009 год. Сложившаяся в республике ситуация заставила скорректировать те задачи, которые ставились на текущий год и изменить принципы бюджетной политики. На уровне республики был принят ряд мер, направленных на формирование дополнительных источников покрытия дефицита бюджета за счет увеличения задолжности перед федеральным бюджетом и жесткой экономии средств бюджета.
Наступивший год в финансовом плане обещает быть напряженным, поэтому нужно очень осторожно подходить к заимствованиям – принятый со значительным дефицитом республиканский бюджет помочь не сможет.
Мировой финансовый кризис убедительно доказал: только модернизация может гарантировать нам динамичное развитие и устойчивый рост благосостояния граждан. При этом модернизация должна охватывать не только экономику, но и государственное управление, образование, науку, внешние связи, обустройство городов и сел республики. Вызовы времени требуют перехода на инновационные методы управления. [27]
Сегодня перед нами стоят задачи по сохранению экономического ядра республики Татарстан, а также созданию условий для формирования новых точек экономического роста с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей экономики после выхода из кризиса. Также необходимо обеспечить выполнение основных социальных обязательств, касающихся качества жизни населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14