Рефераты. Регулирующее воздействие налоговой системы на деятельность предприятий

Регулирующая функция налогов проявляется через использование налогов для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода между бюджетами разных уровней. С одной стороны, регулирующая функция проявляется в поддержании предприятий и отраслей, имеющих важное значение для экономики страны, путем предоставления им налоговых льгот, с другой—в давлении на те категории налогоплательщиков, деятельность которых по тем или иным причинам государство считает возможным или необходимым дестимулировать.

Внутреннее единство функций не исключает и противоречия между ними. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений, которая противостоит друг другу. В фискальной функции отражается отношение налогоплательщика к государству, в регулирующей—государства к налогоплательщику. В фискальной функции заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего расширения доходной базы государства и ограниченными возможностями членов общества обеспечить такое увеличение.[6] Противоречие регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность в государственном вмешательстве в процесс производства наталкивается на узкую экономическую базу, определяемую производственными отношениями и частной собственностью на капитал. Именно частная собственность исключает возможность регулирования всего общественного производства из единого центра.


1.3            Регулирующее воздействие налоговой системы на деятельность предприятий


Важным инструментом регулирования структуры экономики и предпринимательской деятельности являются налоги. Интенсивность фискального регулирования зависит от уровня социально-экономического развития и стадии хозяйственного цикла. Так, в периоды кризиса и резкой дифференциации уровня жизни населения государство, как правило, использует данный инструмент более активно.

Для налогового регулирования экономики используются следующие инструменты:

·                    Специальные режимы фискального обложения;

·                    Пониженные ставки;

·                    Льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним;

·                    Перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок.[7]

При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижение стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет.[8]

Налогообложение — сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

Существуют три системы налогообложения:

·                    Упрощенная система налогообложения;

·                    Единый налог на вмененный доход;

·                    Общая система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

·                    Организации, имеющие филиалы или представительства;

·                    Банки;

·                    Страховщики;

·                    Негосударственные пенсионные фонды;

·                    Инвестиционные фонды;

·                    Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

·                    Ломбарды;

·                    Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспрастраненных полезных ископаемых и т.д.

Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов деятельности, определенных п2. ст.346 НК РФ[9]:

·                    Оказание бытовых услуг;

·                    Оказание ветеринарных услуг;

·                    Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств;

·                    Розничной торговли;

·                    Оказание услуг общественного питания;

·                    Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Кроме того, организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 Кодекса, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Различия в налогах также зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов.

Для классификации налогов первостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество, косвенные налоги включаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.

Среди прямых налогов, используемых в развитых странах, особо важную роль играют налог на прибыль, взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог и социальный налог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый и на население, и на предпринимательство.

Среди косвенных налогов можно выделить следующие основные налоги:

·                    налоги на потребление, к которым в соответствии с международной практикой относится три налога: НДС, налог с оборота;

·                    акцизы и таможенные пошлины;

·                    взносы предпринимателей на социальное обеспечение.[10]

Классификация по субъекту налогообложения представлена на рис.1.[11]


Рис.1 Классификация налогов по субъекту налогообложения


2.                 Анализ поступлений налоговых платежей по Иркутской области


2.1            Налоговая статистика, январь-декабрь 2003-2008 гг.


Раздел представляет статистику государственных финансов, учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Анализ поступлений налоговых платежей и выполнения заданий по мобилизации налогов по уровням бюджетов за период с 2003 по 2008 гг. представлен в табл.1. Имея исходные данные, предоставленные УФНС России по Иркутской области,[12] такие как плановое задание и реальное поступление платежей, можно вычислить: отклонение от плана в натуральной величине (тыс. руб.), а также процентное отклонение от плана, долю налоговых платежей по уровням бюджетов к общей сумме налоговых платежей, увеличение (уменьшение) суммы налоговых поступлений по годам.


Табл.1. Анализ поступлений налоговых платежей и выполнения заданий по мобилизации налогов по уровням бюджетов, январь-декабрь 2003-2008 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.