Рефераты. Региональные бюджеты Российской Федерации и зарубежных стран

Для государственных и муниципальных заимствований в ФРГ характерны следующие формы привлечения заемных средств: задолженность федерального бюджета оформлена практически полностью в облигации, а большая часть бюджетов земель и почти все бюджеты муниципальных образований привлекают финансовые ресурсы в форме банковских кредитов, вследствие чего в ФРГ отсутствует рынок муниципальных облигаций. Таким образом, регулирование привлечения кредитов правительствами местного уровня сталкивается с определенными трудностями: во-первых, в связи с отсутствием рынка ссудных капиталов для муниципальных бюджетов, сложно контролировать соответствие цены заимствований рыночным ставкам, а во-вторых, нельзя предотвратить получение кредитов от местных сберегательных банков, учрежденных муниципальными органами власти.

США.

Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В США насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности - так называемых школьных округов и районов специального обслуживания.

В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно несут ответственность за обеспечение населения основными государственными услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в Соединенных Штатах отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.

В федеральный бюджет США зачисляются поступления федерального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых налогов на продажи. В бюджеты штатов направляются поступления регионального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также общий налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные бюджеты поступают прежде всего поступления налогов на имущество, хотя в некоторых штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога.

Межбюджетное выравнивание в США представлено сложной системой бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. При этом зависимость бюджетов субнационального уровня от федеральных трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время, доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34,4%.

В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.

Целевая финансовая помощь предоставляется в виде грантов двух типов. Первый тип - блок-гранты - выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Существуют блок-гранты на здравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп.

Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты, в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном уровне используется несколько видов таких грантов. Например, трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между бюджетами штатов и муниципальных образований согласно законодательно или административно установленному критерию. Такой критерий предоставления финансовой помощи составляется с учетом расходных потребностей получателя средств, его возможности оказывать государственные услуги, стоимость оказания таких услуг, а также прилагаемые усилия по сбору налогов. Формулы расчета могут варьироваться, но как правило, они основываются на таких показателях, как численность населения и душевой доход. Некоторые виды целевых грантов (такие как, например, гранты на осуществление определенного проекта) выделяются на основе решения правительства бюджетам отдельных территорий в течение определенного срока.

Около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется на долевой основе, то есть выделение средств бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта.

Основным способом государственных и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.

Важным признаком бюджетной системы США является то, что федеральное правительство не несет ответственности по ценным бумагам, выпущенным органами власти нижестоящего уровня. В такой ситуации инвесторы опираются на рейтинги частных агентств, которые в конечном счете и определяют цену заимствований бюджетов штатов и муниципалитетов на открытом рынке.

2.2 Характеристики и пропорции бюджета г. Москвы на 2010 г.


Так, доходы бюджета на 2010 год предусмотрены в объеме чуть более 1 триллиона рублей, а расходная часть - свыше 1,12 триллиона рублей.

Планируется, что доходы городского бюджета в следующем году увеличатся по сравнению с 2009 годом почти на 5% до 994 миллиарда 509 миллионов рублей, а расходная часть составит 1 триллион 120 миллиардов 245 миллионов рублей.

В текущем году властям Москвы из-за кризиса не раз пришлось сокращать бюджет, в последний раз - в июне: доходы уменьшились на 417,3 миллиарда рублей (30%) - до 969,837 миллиарда рублей, расходы - на 294,5 миллиарда рублей (20%) - до 1,152 триллиона рублей. Дефицит составил 182,7 миллиарда рублей. Ожидается, что столичную казну в этом году еще ждут изменения - дефицит планируется увеличить еще на 40-45 миллиардов рублей.

Столичный градоначальник считает необходимым изменить финансовую политику и снижать размер государственных займов города, которые в 2009 году решено увеличить на 47 миллиардов рублей в дополнение к уже полученным 89,2 миллиарда рублей. Таким образом, госдолг столицы составит более 260 миллиардов рублей - 23% от доходов городского бюджета.

В частности, по разделу социальная политика предусмотрены расходы в размере более 192,681 миллиарда рублей, в том числе свыше 137 миллиардов рублей - на социальное обслуживание населения.

По разделу образование расходы составят около 201 миллиарда рублей, на молодежную политику столица потратит порядка 6 миллиардов рублей, на здравоохранение, физкультуру и спорт - свыше 117 миллиардов рублей.

Кроме того, на коммунальное хозяйство в 2010 году будет направлено более 46 миллиардов рублей, на благоустройство города - более 36 миллиардов рублей, в том числе на капремонт дорог - около 1 миллиарда рублей, текущий ремонт дорог - более 2 миллиардов рублей.

При этом охрана окружающей среды обойдется Москве в следующем году почти в 5 миллиардов рублей, а жилищно-коммунальное хозяйство - в более 192 миллиардов рублей.

Как отметил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, в бюджете Москвы на 2010 год увеличивается социальная составляющая.

"Если раньше ежегодно расходы социального характера составляли около 40%, то сейчас они уже перешли за 50%", - сказал Антонов. По его словам, при проектировании бюджета на следующий год особое внимание было уделено поддержке малоимущих слоев населения, а также социальных учреждений.

Глава комиссии также отметил, что в бюджете предусмотрены расходы на адресную инвестиционную программу в размере более 200 миллиардов рублей, а также 39 миллиардов рублей - на дорожное строительство.

"Мы рассчитывали выйти на доходы в 2010 году на 1,5 триллиона рублей, но из-за кризиса этого сделать не получилось. Налог на прибыль у нас сейчас исполняется менее 50%", - добавил Антонов.

В первом чтении бюджета-2010 доходная часть городского бюджета предполагалась в размере чуть более 994,5 миллиарда рублей, а расходная - более 1,12 триллиона рублей. Дефицит соответственно составлял 125,735 миллиарда рублей. Ко второму чтению парламентарии решили увеличить доходную часть на 5,6 миллиарда рублей, соответственно, дефицит уменьшился до 120,1 миллиарда рублей. К третьему чтению общий объем расходов и доходов не изменился.

Дефицит бюджета Москвы на 2009 год составляет 229,6 миллиарда рублей. Столичная казна в 2009 году сокращалась несколько раз из-за кризиса. В июне доходы были уменьшены на 417,3 миллиарда рублей (30%) - до 969,8 миллиарда рублей, расходы - на 294,5 миллиарда рублей (20%) - до 1,152 триллиона рублей. Дефицит составил 182,7 миллиарда рублей. А 23 сентября МГД вновь внесла изменения в расходную часть, увеличив ее почти на 47 миллиардов рублей. Таким образом, дефицит бюджета столицы вырос до 229,6 миллиарда рублей.

Таблица 1. Бюджет города Москвы по доходам на 2009 год

Наименование показателей

Сумма

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

947 151 750,2

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

налог на доходы физических лиц

708 350 410

310 011 130

398 339 280

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

из них акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

35 327 121,5

35 327 121,5

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

налог, взимаемый в связи с применением

упрощенной системы налогообложения;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

единый сельскохозяйственный налог

21 402 861

20 863 861

536 900

2 100

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

налог на имущество физических лиц

налог на имущество организаций

транспортный налог

налог на игорный бизнес

земельный налог

 80 641 853

1 414 600

64 901 200

8 148 359

3 040 594

3 137 100

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

1 039 440,6

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


49 766 621,8


ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

плата за негативное воздействие на окружающую среду

210 000

210 000


ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

сборы за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции

прочие доходы от оказания платных услуг

получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат

бюджетов субъектов Российской Федерации

16 830 468,8

276 210

16 554 258,8

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

17 745 192

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

 2 485 431,2

 ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

 1 252 944,7

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 12 099 405,6

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.