Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.
Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1996 г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме расходов на 3,26% по отношению к 1996 году.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и
Конституционного суда;
- На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
- На содержание органов государственной власти. Включают затраты
Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами, определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1996 году.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга Р.Ф. на конец декабря 1996 года установлен в сумме 316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере 124,1 млрд. долл. США.
Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства.
В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством. Обслуживание государственного долга по сравнению с 1996 годом увеличилось на 25179,6 миллиардов рублей.
В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1998 году значительно выросли расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «Обслуживание государственного долга» (с 13,4% в 1996 году до 35,97% в 1998 году), тут же можно отметить статью «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». Снизились расходы по статьям « Сельское хозяйство и рыболовство» и «Промышленность, энергетика и строительство». Остальные статьи увеличились в расходной части с небольшим изменением в отношении к предыдущему году. Вместе с тем, объём расходов на здравоохранение в 1998 году очень низок.
1.2.2. Структура расходов бюджета РБ
В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов финансируются расходы на правоохранительные органы.
Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов власти финансируются из соответствующих уровней бюджета.
Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально- культурные мероприятия. В финансировании народного хозяйства преобладают расходы на предприятия ЖКХ, общественного транспорта, компенсации разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, дотации отдельным предприятиям, ссуды предприятиям бытового обслуживания населения и представителям малого бизнеса.
Приведём пример динамики и структуры расходов консолидированного бюджета РБ. Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Таблица 2 |№|Наименован|1996 г. |1997 г. |1998 г. | | |ие | | | | | |расходов | | | | | | |Сумм|Удел|Сумм|Удел|Сумм|Удел| | | |а в |ьный|а в |ьный|а в |ьный| | | |млн.|вес |млн.|вес |млн.|вес | | | |руб.|в % |руб.|в % |руб.|в % | | | | |к | |к | |к | | | | |итог| |итог| |итог| | | | |у | |у | |у | |1|Государств|4085|3,1 |3509|3,1 |4999|4,0 | | |енное |70 | |84 | |02 | | | |управление| | | | | | | |2|Судебная |- |- |498 |0,04|4952|0,04| | |власть | | | | | | | |3|Международ|3492|0,5 |2500|0,2 |2500|0,2 | | |ная |0 | |0 | |0 | | | |деятельнос| | | | | | | | |ть | | | | | | | |4|Правоохран|9594|0,7 |2300|2,0 |2753|2,2 | | |ительная |0 | |10 | |64 | | | |деятельнос| | | | | | | | |ть и | | | | | | | | |обеспечени| | | | | | | | |е | | | | | | | | |безопаснос| | | | | | | | |ти | | | | | | | |5|Наука |2528|0,2 |2300|0,2 |3436|0,3 | | | |0 | |0 | |0 | | |6|Народное |3035|23,2|2761|24,4|2907|23,0| | |хозяйство |923 | |064 | |901 | | |7|Социально-|4405|33,6|4954|43,7|6260|49,5| | |культурные|250 | |665 | |462 | | | |мероприяти| | | | | | | | |я | | | | | | | |8|Обслуживан|- |- |8000|0,07|1500|0,1 | | |ие и | | | | |0 | | | |погашение | | | | | | | | |государств| | | | | | | | |енного | | | | | | | | |долга | | | | | | | |9|Расходы по|- |- |9050|0,8 |1205|0,6 | | |республика| | |0 | |00 | | | |нским | | | | | | | | |программам| | | | | | | |1|Прочие |2409|18,4|9086|8,0 |4043|3,2 | |0|расходы |535 | |09 | |55 | | | |Итого |1041|79,6|9356|82,5|1054|83,4| | |расходов |5418| |800 | |7800| | | |по бюджету| | | | | | | | |Расходы |2663|20,4|1979|17,5|2104|16,6| | |целевых |600 | |200 | |200 | | | |бюджетных | | | | | | | | |фондов | | | | | | | | |Всего |1307|100 |1133|100 |1265|100 | | |расходов |9018| |6000| |2000| |
Постоянный рост расходов на управление свидетельствует о необходимости совершенствования аппарата управления, упразднения излишних звеньев и параллельно существующих структур, экономного и рационального расходования средств на эти цели. В 1996, 1997 годах эта цифра составила 3,1%, в 1998 году 4%. Расходы на 1998 год были запланированы с увеличением по сравнению с 1997 годом на 24,1% в связи с увеличением фонда оплаты труда в соответствии с Указом Президента РБ «Об установлении надбавок к должностным окладам в органах государственной власти РБ». Из таблицы 2 видно, что от года к году идёт увеличение расходов по всем статьям, но в то же время в области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Необходимо организовать на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищённых слоёв населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, науку и международную деятельность составляют незначительную долю всех расходов бюджета Республики Башкортостан.
Рассмотрим структуру расходов бюджета РБ в сравнении с расходами федерального бюджета и их соответственного распределения по звеньям бюджетной системы. Структура расходов бюджета и их распределение по звеньям бюджетной системы.
Таблица 3 |Статьи расходов |Расходы |Расходы | |бюджета |бюджета РФ |бюджета РБ | | |в % к |в % к | | |общему |общему | | |объёму |объёму | | |199|199|199|199|199|199| | |5 |6 |7 |5 |6 |7 | |Расходы на народное |18,|14,|15,|35,|31,|29,| |хозяйство |0 |7 |3 |0 |9 |5 | |Расходы на |6,5|9,5|10,|21,|47,|52,| |социально-культурные | | |2 |0 |9 |9 | |мероприятия | | | | | | | |Расходы на оборону |19,|18,|19,|- |- |- | | |6 |4 |7 | | | | |Расходы на содержание|6,0|8,1|8,8|0,0|2,7|4,5| |правоохранительных | | | |03 | | | |органов | | | | | | | |Расходы на управление|1,6|1,6|2,2|2,8|3,8|3,8| |Расходы на |9,2|13,|14,|- |- |- | |обслуживание | |4 |8 | | | | |государственного | | | | | | | |долга | | | | | | |
По приведённой структуре расходов мы видим, что в бюджете Республики Башкортостан расходы на оборону и обслуживание государственного долга отсутствуют. Остальные статьи расходов, в частности, расходы на народное хозяйство, расходы на социально-культурные мероприятия и расходы на управление в Республике Башкортостан составляют больший удельный вес, чем в федеральном бюджете.
Следует отметить, что бюджетный год начался в трудных условиях. В целях смягчения создавшегося положения Президентом Республики Башкортостан и Кабинетом Министров применяются меры по оздоровлению финансовой обстановки в Республике Башкортостан, в частности, стабилизации финансового состояния предприятий и организаций, ликвидация задолженности по выплате заработной платы, предоставление отсрочек по платежам в бюджет, использование выручки, поступающей на расчётные счета предприятий и т.д. Ситуация усугубляется еще и тем, что прирост кредиторской задолженности идёт более высокими темпами, чем прирост дебиторской задолженности, что свидетельствует о снижении платёжеспособности и ухудшении финансового положения налогоплательщиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6