Настоящий Закон предусматривает совершенствование параметров, структуры потребительской корзины и увеличение ее стоимости. Так, качественная составляющая группы продуктов питания улучшена за счет:
· увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;
· снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлебу, макаронным изделиям, муке, крупам, бобовым) и картофелю.
Наиболее существенное увеличение норм потребления закладывается по группам:
· мясо и мясопродукты – на 22%, в том числе для пенсионеров - на 39%;
· рыба и рыбопродукты – на 15%, в том числе для детей – на 25%;
· фрукты свежие – на 31%, в том числе для пенсионеров – на 62%, для детей – на 27%;
· молоко и молокопродукты – на 10%.
Положительно оценивая динамику нормативов потребления по продовольственной группе, нельзя не обратить внимание на низкие их величины по сравнению с рекомендованными Институтом питания РАМН, реальными показателями потребления на Западе и в нашей стране 15 лет назад. Так, в Законе заложено потребление мяса на одного человека в год (по различным группам населения) - 31,5-37,2 кг, тогда как норматив Института питания -78-80кг (в 1990г.- по стране 72кг), то есть отставание - в 2 раза. Аналогичные разрывы в показателях (в 1,5 раза и более) по другим группам с высокой пищевой и биологической ценностью - молочным и рыбопродуктам.
В 90-х годах структура пищевого рациона (в котором традиционно преобладали продукты животного происхождения) резко изменилась: в нем стали доминировать более дешевые растительные продукты. Значительная часть населения сократила потребление мяса и мясных изделий, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы в пользу менее дорогих продуктов питания - картофеля, круп, макарон и т.д.
В результате в структуре питания бедных и близких к ним по доходам группах населения отмечается дефицит пищевого белка, витаминов и минеральных веществ. Выборочные обследования семейных рационов питания свидетельствуют, что в пищевом рационе 15% семей полностью отсутствует мясо, 26% - рыба,. 35% - молоко и молочные продукты и 56% - сыр.
Особую озабоченность вызывает питание детей, тем более что относительно низкие доходы характерны именно для многодетных семей: 70-80% семей, имеющих троих и более детей, относятся к домохозяйствам, располагаемые доходы которых ниже ПМ. В таких семьях калорийность суточного рациона в последние годы не превышала 1700 ккал, а душевое потребление по важнейшим группам пищевых продуктов было крайне низким: по мясу - не более 20 кг, рыбе -5,5кг, яйцам – 84 шт., молоку и молочным продуктам -125 кг.
Если сравнивать уровень питания россиянина с биологическими нормами, утвержденными ВОЗ, то отклонение от этих норм по наиболее важным группам пищевых продуктов составляет от 16% до 80%.
Поскольку значительная часть российских работников занята в базовых отраслях экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.), а также на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, труд в которых связан с высокой физической активностью, и соответственно, повышенными энергетическими затратами, очевидно, что нынешняя потребительская корзина не в состоянии обеспечить их полноценную жизнедеятельность.
Среднедушевое суточное потребление продуктов питания в России – с учетом физиологических характеристик (рост, вес) и трудового процесса (интенсивность и напряженность труда) – является крайне скудным и недостаточным. Его неудовлетворительные уровень и качественный состав приводят к низкой сопротивляемости организма человека, высокой заболеваемости и являются, по мнению американского ученого Р.У.Фогеля - лауреата Нобелевской премии 1993 г. в области экономики, одной из причин сверхвысокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
По группе непродовольственных товаров натуральные показатели не изменились. Отсутствие положительной динамики свидетельствует о недостаточном внимании разработчиков к данной проблеме. Например, норма минимального потребления «верхней пальтовой группы» на одного трудоспособного человека составляет три предмета на восемь лет. Если такие сроки и можно как-то аргументировать с позиции физического износа, то с точки зрения «моральной амортизации» это весьма затруднительно. Аналогичный подход наблюдается по всем другим видам одежды и обуви. По мнению профсоюзов, сроки износа предметов длительного пользования необходимо сократить не менее чем в 2 раза.
Третья составляющая потребительской корзины - нормативы минимального потребления услуг - остались неизменными. По мнению экспертов ВЦУЖ, изменения, произошедшие с 1999 г. в жилищно-коммунальной, бытовой сферах, на транспорте, весьма существенны и по глубине структурных преобразований превосходят изменения в группах «продукты питания» и «непродовольственные товары». В этой связи сохранение неизменными (по структуре и объему) норм потребления услуг представляется некорректным решением. Так, норма потребления транспортных услуг для трудоспособных граждан составляет всего 1,7 поездки в день, что ограничивает возможность передвижения двумя поездками в рабочие дни и одной поездкой в выходные дни.
С учетом поручения президента в минимальный набор услуг отдельной строкой включены услуги в сфере культуры. Их объем определен в размере 45 руб. в месяц, что составляет 5% общей величины расходов на услуги. Учитывая стоимость билетов в кинотеатры, музеи и театры, на однократное их посещение гражданам придется копить деньги несколько месяцев.
Таким образом, предложенная потребительская корзина не отвечает задачам динамичного развития страны, поскольку сохраняет все признаки «модели выживания»: большая часть расходов приходится на группу «продукты питания», что характерно для слаборазвитых экономик.
Структура составляющих потребительской корзины, %
- продукты питания – 45,8 (по старому закону – 44);
- непродовольственные товары – 20,6 (по старому закону– 20);
- услуги – 35,4 (по старому закону – 34,2).
Результаты социологического опроса, проведенного «РАМИР-мониторинг» в нескольких регионах страны, свидетельствуют о том, что у 10% опрошенных не хватает средств даже на приемлемое питание, у 40% - на одежду, у 33% - на покупку предметов длительного пользования.
Как считают ученые Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, минимальный потребительский бюджет (МБП) должен быть в 2-3 раза выше ПМ и составлять примерно 7-8 тыс. руб. в месяц, в нынешних ценах его примерный состав и структура могут включать следующие параметры (в % от совокупной стоимости):
· питание - 35-37;
· непродовольственные товары - 22-24;
· услуги - 23-25;
· налоги и обязательные платежи -14-16;
· сбережения-3-5.
Думается, что введение МБП ознаменовало бы переход в более прогрессивную систему социальных координат.
Задачи
1. Начислить пособие по временной нетрудоспособности, связанной с бытовой травмой, если количество рабочих дней, фактически отработанных за расчетный период 62, учитываемые доходы, начисленные за этот промежуток времени 31300 р., страховой стаж 2 года. Количество оплачиваемых рабочих дней, пришедшихся на месяц нетрудоспособности (апрель), составляет 12.
Т.к. продолжительность страхового стажа составляет 2 года, т.е. более 6 месяцев, то больничный лист считаем по среднему заработку:
Средний заработок =
Средний заработок = 656,29 руб. = пособие дневное фактическое.
Т.к. Фонд социального страхования (ФСС) ограничивает больничный лист максимумом, рассчитываем максимальное дневное пособие:
Пособие дневное максимальное = 747,50 руб.
Пособие дневное фактическое не превышает максимум ФСС, поэтому ограничения нет.
Рассчитанный средний заработок корректируем с помощью стажевого коэффициента. Т.к. продолжительность страхового стажа 2 года, т.е. менее 5 лет, то применим коэффициент 0,6.
Пособие начисленное = 656,290,612 = 4725,29 руб.
Из них 2 дня оплачивает работодатель: 656,290,62 = 787,55 руб.
Остальные 3937,74 руб. оплачивает ФСС.
2. Определить величину начисленной компенсации за неиспользованный отпуск, если Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев. Его учитываемые доходы ежемесячно составляли 8600 р.
Количество дней компенсации за неиспользованный отпуск за месяц:
Кдк = ,
Т.к. Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев:
Кдк == 16,33 дней отпуска положено.
Величина начисленной компенсации будет равна:
4776,80руб.
3. Начислить налог на доходы физических лиц за каждый из месяцев расчетного периода, если Филиппов Н.Н. является вдовцом, на содержании которого находятся двое детей. Старший ребенок в возрасте 19 лет является инвалидом детства, учится в вузе, очная форма обучения, младший ребенок, в возрасте 9 лет учится в школе. Доходы Филиппова Н.Н. приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вид и сумма доходов
Месяц расчетного периода
Январь
Февраль
Март
Апрель
Начислено повременно
8300
9000
10000
Премия за месяц
1600
1900
2400
Пособие по временной нетрудоспособности, связанной с бытовой травмой
1400
-
Материальная помощь к праздникам, отпуску
2200
3100
Итого нарастающим итогом с начала года
13500
27500
38100
52700
Т.к. работник – вдовец, на содержании которого имеются двое детей, т.о. на него полагается стандартный вычет в двойном размере – 800руб.; на ребенка, который учится по очной форме обучения в возрасте 19лет и является инвалидом детства, вычет в двойном размере – 1200руб.; на младшего ребенка, который учится в школе вычет – 600руб. Материальная помощь в размере до 4000руб. НДФЛ не облагается; в месяце превышения материальной помощи нарастающим итогом 4000руб. на разницу превышения необходимо начислить налог.
Налоговая база за январь:
НБ = ((8300+1600+1400) – (800+1200+600)) = 8700руб.
Сумма налога за январь = 8700*0,13= 1131руб.
В феврале доход работника нарастающим итогом превысил 20000руб., право на вычет в размере 800руб. он теряет. Т.о. налоговая база за февраль составит:
НБ = ((9000+1900+(2200+3100-4000)) – (1200+600)) = 10400руб.
Сумма налога за февраль = 10400*0,13= 1352руб.
НБ = ((9000+1600) – (1200+600)) = 8800руб.
Сумма налога за март = 8800*0,13= 1144руб.
В апреле работник теряет право на вычеты на детей, т.к. доход нарастающим итогом с начала года превысил 40000руб. Налоговая база в апреле:
НБ = 10000+2400+2200 = 14600руб.
Сумма налога за апрель = 14600*0,13= 1898руб.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 октября 2007г., включая изменения, вступающие в силу с 1января 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 752с.
2. Ананьев А. А. Политика доходов и заработной платы: учебник. - М.: Экономист, 2004. - 456 с.
3. Горелов И. А. Политика доходов и качество жизни: учеб, пособие для вузов / под ред. И. А. Горелова. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.
4. Горелов В. А. Политика доходов и уровень жизни / В. А. Горелов. - СПб. : Лань, 2004. - 565 с.
5. Роик В. Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? // «Человек и труд», - 2006, №5, с.19-23.
6. Савченко, П. В. Политика доходов и заработной платы / П. В. Савченко, Ю. П. Кокин. - М.: Экономист, 2004. - 525 с.
Страницы: 1, 2