3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».[8]
Задачами бюджетного процесса являются:
− максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
− определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
− установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
− согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
− сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
− осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
− повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
− усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
− автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
Налоги − важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы − непременное условие сбалансированности государственной казны.
Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках − с рациональным соотношением между функциями налогов.
Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета в России. В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2004 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1).[9]
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)
Год
Доходы
Расходы
Дефицит (-)
Профицит (+)
1996
15,8
18,9
-3,1
1997
14,9
20,6
-5,5
1998
13,4
23,4
-10,0
1999
15,1
17,9
-2,8
2000
18,6
-3,7
2001
13,9
17,6
2002
11,9
17,2
-5,3
2003
12,9
14,0
-1,1
2004
16,0
14,6
1,4
2005
14,7
2,9
2006
19,4
17,8
1,6
2007
18,5
18,0
0,5
2008
17,4
2009
16,3
1,5
Из таблицы 1 видно, что в последнее время поступление налогов существенно улучшилось. Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1998 г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированности консолидированного и федерального бюджета представлены в табл. 2 и 3.[10]
Таблица 2
Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)
5,33
49,7
172,4
437,0
597,7
711,6
686,8
1213,6
2096,5
2301,2
3435
3421,4
4543,9
5478,3
597
57,7
230,4
486,1
694,4
835,5
842,1
1258,0
1950,0
2285,4
32546
4202,9
4211,6
5200,2
Дефицит (-), Профицит (+)
-0,64
-8,0
-58,0
-49,1
-96,7
-123,9
-155,3
-44,4
+146,5
+157,4
+18102
+118,54
+332,33
+278,1
Таблица 3
Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)
3,02
25,5
81,7
232,1
320,3
343,4
325,9
615,3
1132,1
1193,5
2002,4
2417,8
2742,8
3326,0
3,98
35,4
142,7
275,2
400,0
436,6
472,2
666,9
1029,2
1193,4
1871,9
2435,6
2659,4
3047,9
-0,96
-9,9
-61,0
-41,3
-79,7
-93,2
-146,3
-51,4
+102,9
+0,1
+ 126,5
+72,2
+83,4
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2005 по 2007 г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2005 г. налоговые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2006 г. они составили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2007 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2008 и 2009 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала − около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой − около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2006г. и 3,5% в 2007 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6